21 июня 2021 01:37

Тяга к сохранению

На одном из недавних форумов вновь поднимался вопрос о частной локомотивной тяге. При этом в очередной раз выявилось, что спектр мнений здесь весьма широк – от предложения полного акционирования локомотивного комплекса ОАО «РЖД» до некоторого увеличения доли локомотивов, принадлежащих частным транспортным компаниям, в их общем количестве на сети. Аргументы приводятся достаточно разные, главные из которых – привлечение инвестиций в увеличение и обновление локомотивного парка и дальнейший курс на развитие реформы.

Нужно сказать, что доказывать необходимость притока капитала в сферу тягового подвижного состава – это означает ломиться в открытую дверь. С этим не только все согласны, но такая линия и проводится последовательно на всём протяжении реформы. (В последние годы ОАО «РЖД» закупало локомотивов уже больше, чем это делалось в советское время.)

Другое дело, что Программа структурной реформы никогда не предусматривала ни акционирования, ни передачи локомотивного парка в частные руки. Там действительно говорилось о необходимости создания условий для увеличения доли парка магистральных локомотивов, находящихся в частной собственности, причём за счёт новых закупок, а не передачи. Также документ допускал, что «на некоторых выделенных направлениях региональные компании могут эксплуатировать собственные локомотивы». При этом к концу реформирования предусматривалось, что «часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности». В каких именно правовых и технологических формах, не указывалось. Поэтому сложно понять, на какую методологическую, правовую и технологическую базу опираются наиболее радикальные предложения в этом плане.

Сегодня на сети уже действительно есть опыт использования частных и арендованных локомотивов в ряде кольцевых перевозок, преимущественно с нефтяными грузами. Никто не закрывает перед частным капиталом двери и в вопросах закупки локомотивов с передачей их в работу на тех или иных участках под полный технологический контроль ОАО «РЖД». Есть и другие возможные варианты, для которых, по всей вероятности, могут быть созданы дополнительные регуляторные условия.

Но то, что наличие в обозримой перспективе в ОАО «РЖД» и инфраструктурного, и перевозочного видов деятельности требует сохранения в данной вертикально интегрированной компании и локомотивной тяги, более чем очевидно.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30