30 ноября 2021 07:04

Физическое притяжение

Вера учителя в своих учеников раскрывает таланты, о которых они и не догадывались

Уроки физики, которые Ирина Устименко ведёт в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк, далеки от скучной зубрёжки научных постулатов – это скорее увлекательное путешествие в неизведанный мир.
– На её уроках словно вырастают крылья, – рассказывает о преподавателе 16-летний Алексей Лукашов. – Она не просто учит, а сотрудничает с тобой, открывает в тебе возможности, о которых не догадывался. Разговорились про космос, и с её лёгкой руки, благодаря её вере в мои способности решил спроектировать космический спутник. И неважно, что этот аппарат, оснащённый мощнейшими двигателями, лазерами и поисковыми системами, пока существует только на бумаге. Важно, что есть человек, который натолкнул меня на большую мысль, которая может когда-то воплотиться.

– Наверное, в этом и есть предназначение учителя – открывать в ученике то, что ему самому неведомо, – рассуждает Ирина Борисовна. – За творческую жилку спасибо моим учителям (с благодарностью вспоминаю преподавателя физики Римму Ивановну Щукину) и родителям: папе Борису Семёновичу, посвятившего себя любимой железной дороге, маме – Олимпиаде Матвеевне, журналисту от Бога. Они были удивительные люди, воспитали трёх дочерей, которые все посвятили свою жизнь учительству.

В новокузнецкой школе-интернате Ирина Борисовна работает уже больше десяти лет. До этого преподавала в общеобразовательных школах, железнодорожном лицее Новосибирской области. На работе чувствовала себя как дома. «Я люблю школу в любое время суток, – написала она в автобиографическом эссе. – Даже ночью если меня разбудить, я скажу, что быть учителем – это здорово! Надо только не переставать самому учиться. Если работа – призвание, тогда легко».

Директор школы-интерната № 19 Ирина Пугачёва говорит, что талант Ирины Устименко многогранен: «Кроме физики, она в совершенстве владеет алгеброй и геометрией, придумывает сценарии к конкурсам, КВНам, деловым играм и семинарам. Она и сама живёт по законам физики, постоянно ускоряясь, перегружаясь и притягивая к себе окружающих. Именно она – двигатель довузовской подготовки наших учеников. Плюс привлекает на железнодорожные курсы талантливых ребят из общеобразовательных городских школ».

Заместитель начальника Новокузнецкого центра организации работы железнодорожных станций по кадрам и социальным вопросам Александр Ермолаев вспоминает недавнюю встречу с Ириной Устименко и её учениками во время познавательной экскурсии по Новокузнецкому узлу: «Такое впечатление, что она сама когда-то управляла электровозом, работала дежурной по станции и приёмосдатчицей – так профессионально и грамотно рассказывала ребятам о железной дороге. И с такой любовью, будто других профессий, кроме железнодорожной, вообще не существует. Чувствовалось, что для неё, как и для всех учителей нашей школы-интерната, её ученики – самые лучшие. И ребята на глазах заражались интересом к дороге. Наверное, поэтому почти все выпускники школы поступают в профильные университеты и техникумы».
«Любой школьный предмет в нашем учебном заведении очень важен для дороги, – уверена учитель. – Например, на основе моей любимой физики построены все технологические и производственные процессы».

Почему из всех учебных заведений Новокузнецка Ирина Борисовна закрепилась в железнодорожной? На этот вопрос она ответила, что школа-интернат № 19 – особенный и в городе, и во всей Кемеровской области: и по профессионализму преподавателей, по способностям учеников, и широте творческой мысли, и по технической оснащённости: почти в каждом классе компьютеры, интерактивные доски, документ-камеры. Творческих кружков, студий и спортивных секций – больше тридцати. А ещё – сотни авторских методических разработок. Чего стоит одна программа здоровьесбережения, благодаря которой ребёнок чувствует себя на уроке, как в своей комнате, и может заниматься хоть сидя, хоть стоя – как ему удобно.

У Ирины Устименко есть редкое качество: она радуется успехам других больше, чем собственным. Всех коллег и учеников считает талантливыми и одарёнными.

После уроков у неё куча дел: нужно проверить домашнее задание, написать сценарий к Дню учителя и помочь десятикласснице Ульяне Кочетовой сделать к празднику школьную газету.

Коллеги Устименко уверены, что она могла бы стать и хорошим журналистом, и талантливой актрисой.
– Наверное, – не спорит Ирина Борисовна, – но случилось иначе, и от этого я по-настоящему счастлива. Ни разу не пожалела о выборе профессии. Я люблю своих учеников и ставшую родной железнодорожную школу-интернат.

Анатолий Болдырев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30