09 марта 2021 10:39

Реальная фантастика

В этом месяце будут сданы в эксплуатацию все олимпийские объекты ОАО «РЖД». Сегодня подготовка к Играм-2014 в Большом Сочи видна на каждом шагу.
Бросаются в глаза информационные таблички на русском и английском языках, билборды с олимпийской символикой, новые гостиницы, дороги, спортивные сувениры, потеснившие традиционные поделки из ракушек.

Но больше всего ощущается близость ожидаемого события на железной дороге. Ведь работы, которые железнодорожники обещали провести к началу Игр и которые всего несколько лет назад казались фантастикой, практически завершены.


В морском стиле

Знаменитое ажурное здание вокзала Сочи после реконструкции обрело вторую молодость. Появились эскалаторы, новый подземный проход к платформам.

В Адлере поезда прибывают на новый вокзал. Он пока не открыт полностью, действует лишь та его часть, где пассажиры проходят к поездам. Здание вокзала впечатляет: лёгкие на вид стеклянные конструкции напоминают замершую в вечном беге морскую волну. Туристы снимают эту красоту на фото и видео, а один даже организовал онлайн-экскурсию по скайпу.
– Маме показываю, какой вокзал построили, – объясняет Артём Смирнов из Новосибирска. – Она здесь лет пять не была. Снаружи вокзал грандиозен, очень интересно будет посмотреть после открытия, каков он внутри.

Закрытая пока для пассажиров часть здания, где сейчас наносят «последние штрихи», впечатляет не меньше внешней оболочки. Те 15 тыс. пассажиров в час, которые сможет принимать вокзал, точно не окажутся здесь стеснёнными. Огромные светлые пространства залов ожидания обещают невиданный ранее для привычной адлеровской толкучки комфорт. Широкие лестницы и эскалаторы из стали и стекла создают впечатление не железнодорожной, а космической станции из кинофильмов. Над всем этим лёгкий, перетекающий из изгиба в изгиб потолок.

От вокзала к морю тянется прогулочная терраса, откуда пассажиры в ожидании поезда смогут спуститься на адлеровскую набережную.

Ещё один вокзал в Сочи – Олимпийский парк. Он напоминает огромную чайку, раскинувшую крылья над платформами. Сегодня здесь кипит работа по благоустройству. На одной из лестниц стоят огромные мешки с галькой. Она будет украшать здешние ступенчатые фонтаны, которые сейчас проходят отладку.

В залах настраивают эскалаторы, наводят порядок. В принципе, на самом вокзале работы практически закончены, но территорию вокруг комплекса ещё предстоит облагородить.
– Это будет самый красивый вокзал в мире, – заверяет один из строителей – Антон Ивлев. – Я много чего строил, но такого видеть не приходилось.


А-ля шале

Вообще же, у каждого олимпийского вокзала своё лицо. Если внизу, на побережье, форма вокзалов – морская волна и чайка, то на высоте – это горная гряда (Эсто-Садок) и лыжный трамплин («Альпика-Сервис»). Вокзальный комплекс в Красной Поляне, расположенный практически вплотную к склону горы Аибга, построен в стиле шале с характерной для альпийских домов выступающей крышей и фахверками, задающими чёткий ритм.

Эти объекты уже переданы железнодорожникам. И хотя движение ещё не открыто, вокзалы считаются действующими.
– Это не первый вокзал, где я работал, но такого уровня комфорта видеть не приходилось, – говорит заместитель начальника вокзала «Альпика-Сервис» Владимир Магрицкий. – Он очень светлый, здесь сделано отличное освещение – везде стоят лампы, отражатели. Пучки света от оригинальных светильников направлены на специальные панели с зеркалами-отражателями, выполненные с применением «линзы Френеля», рассеивающей свет и создающей комфортную световую атмосферу без слепящего эффекта для пассажиров.

Каждый вокзал адаптировали для людей с ограниченными возможностями – они смогут свободно, а главное, самостоятельно ориентироваться внутри и на привокзальных площадях. Есть наземные тактильные полосы, указатели информируют о направлении пути или предупреждают о возможном препятствии. Чтобы прослушать предварительно записанные сообщения о расположенных поблизости сервисных службах, достаточно одного нажатия на кнопку специального браслета слабовидящих или незрячих людей.

Все вокзальные комплексы оснащены системами климат-контроля, пожарной защиты, видеонаблюдения.


Дорога мостов и тоннелей

Но самый амбициозный проект, реализованный ОАО «РЖД», – совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер – «Альпика-Сервис». Автотрасса блестит новизной. Возле неё расположены солнечные батареи. Они обеспечивают освещение на одном из участков. Но на всякий случай имеется и обычное энерго-снабжение.

Вдоль автодороги тянутся ажурные узоры дороги железной. Впрочем, её сложно назвать железной дорогой в привычном понимании. Скорее, это череда сменяющих друг друга мостов и эстакад.

Длина однопутного моста на 39–40-м км трассы впечатляет – 1792 м. Высота опор сильно варьируется – от 6 до 24 м. Сложная геометрия сооружения объясняется горным рельефом и тем, что мост трижды пересекает реку Мзымту.
– У моста 41 пролёт общей массой 6,5 тыс. тонн, – рассказывает инженер производственного отдела сочинского подразделения компании «Строй-Трест», входящей в группу компаний «СК МОСТ», Дмитрий Туркин. – Монтаж этих конструкций начался ещё до того, как были построены все опоры. Сквозные фермы, собираемые на самых высоких опорах, монтировались внавес, в то время как пролёты балочного типа устанавливались двумя большегрузными кранами при помощи траверсы – специального приспособления для строповки.


Повисли в воздухе

Общая длина всех мостов, расположенных на совмещённой трассе, – 37 км. Один из них – уникальный вантовый автомобильный мост, который тоже строили железнодорожники. Его длина – 810 м, а основной висящий в воздухе пролёт – 312 м. В случае строительства здесь обычного моста его опоры перекрывали бы русло реки Мзымты. Словом, строители сделали всё, чтобы не навредить природе.

Сохранили и Самшитовую рощу, ради чего даже пошли на изменение проекта.
– Изначально здесь планировалось строительство дороги на насыпи, но чтобы избежать вырубки Самшитовой рощи, решили изменить проект и, несмотря на его удорожание, прокладывать магистраль на эстакаде, – рассказывает представитель сочинского подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС-Сочи) Анастасия Чернова.

Обе дороги периодически ныряют в тоннели – шесть железнодорожных и три автомобильных. При протяжённости железной дороги 48,5 км и автотрассы 46,5 км общая длина тоннелей 29 км.

Самый сложный объект для строителей – третий тоннельный комплекс. Он самый длинный. Протяжённость его автомобильной части – 3,2 км, а диаметр – 13 м, железнодорожной – 4,57 км (диаметр – 10 м). Плюс две сервисно-эвакуационные штольни длиной 5,827 км и диаметром 6 м.

Проходку здесь затрудняли карстовые разломы. Для инженерного сопровождения проходческих работ была создана международная рабочая группа с участием специалистов Amberg Engineering Ltd (Швейцария). По оценке специалистов этой компании, технические и проектные решения строительства тоннелей олимпийской дороги не имеют аналогов в мировой практике.
– Уже в октябре все олимпийские объекты ОАО «РЖД», включая и совмещённую дорогу, будут сданы в эксплуатацию, – заверяет начальник ДКРС-Сочи Евгений Солнцев.

И уже совсем скоро каждый сможет в полной мере оценить это великолепие.
– С 1 ноября планируем начать эксплуатацию новой дороги в тестовом режиме, – рассказал начальник Северо-Кавказской магистрали Владимир Голоскоков. – Здесь начнётся движение поездов в предолимпийском режиме – 30% от графика.

Игорь Евдокимов
Фото автора



Изначально здесь планировалось строительство дороги на насыпи, но чтобы избежать вырубки Самшитовой рощи, решили изменить проект и, несмотря на его удорожание, прокладывать магистраль на эстакаде
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31