27 февраля 2021 18:09

Новый баланс интересов

Тарифная система должна служить прежде всего инвестиционным инструментом

Возможность изменения системы применения исключительных тарифов в ходе дальнейшей интеграции в формате Единого экономического пространства окажет заметное влияние на рынок грузовых перевозок в краткосрочной и в более отдалённой перспективе.
Галина Гельфанд, директор по стратегическому развитию логистической компании «ЛогЛаб»
При этом некоторые эксперты полагают, что данные изменения крайне негативным образом скажутся на положении большого количества отечественных производителей. Однако следует признать, что возможности этих перемен значительно выше возникающих при потенциальных рисках.

Как известно, исключительные тарифы являются способом регулирования величины железнодорожного тарифа и должны применяться для обеспечения баланса интересов предприятий транспорта и потребителей транспортных услуг. Формально это некий инструмент тонкой подстройки, позволяющий обеспечить транспортировку грузов по железной дороге в некоторых сложных случаях, в частности, когда грузоотправитель не может перевезти свою продукцию на общих ценовых условиях или когда обычный для всех уровень транспортной нагрузки приводит к серьёзному удорожанию социально значимой продукции (например, зерна).

Наряду с этим установление КИТа в действительности нередко отражает лишь степень влияния различных лоббистских групп. Это негативно сказывается на конкурентной среде и способствует увеличению возможностей для одних участников рынка и сокращению – для других.

Кроме уже указанных выше результатов, можно выделить некие последствия более отдалённого характера. Введение новых правил позволит решить часть проблем с инвестиционными потребностями, динамично реагировать на конъюнктуру рынка. Ведь очевидно, что установление скидок с тарифа, с одной стороны, снижает мотивацию перевозчика к увеличению объёма перевозки данной номенклатуры, а с другой – сокращает объём поступлений за пользование инфраструктурой.

Помимо того, определённым образом искусственно фиксируется неэффективность применяемых логистических схем, поскольку пониженное давление транспортных издержек не формирует у менеджмента предприятия-грузоотправителя необходимой мотивации для оптимизации системы доставок. Безусловно, не все инфраструктурные ограничения будут сняты, но многие грузоотправители готовы платить за расшивку «узких мест», если это поможет им в развитии бизнеса, но это уже более широкий вопрос.

В связи с тем что в процессе появится ещё одна инстанция, потребуется согласование изменений со стороны Евразийской экономической комиссии, процедура будет занимать больше времени и станет жёстче. Она предполагает и более серьёзную бюджетную ответственность, поэтому плюсов у новой системы, на мой взгляд, гораздо больше, чем минусов.

При этом некоторые параметры новой модели нуждаются в определённой коррекции. В Федеральной службе по тарифам заявляют, что резких изменений тарифных решений опасаться не стоит и нынешние тарифные условия будут максимально сохранены, но многие предприятия в это не верят. Так, например, российские металлурги подтверждают наличие проблемы: сегодня действует спецставка на транспортировку металлопродукции на Дальний Восток, составляющая порядка 75% реального тарифа, и её отмена почти закроет возможность транспортировки металлопродукции через дальневосточные порты.

В частности, прогнозируется, что в целом с учётом планируемого общего роста тарифов ОАО «РЖД» на 6–7% стоимость перевозки для компаний металлургической и горнодобывающей отраслей может вырасти на 15%. Увеличение также коснётся цен на перевозку коксующегося и энергетического угля.

Логичным выходом в данной ситуации было бы создание индивидуальной программы государственной поддержки для предприятий ряда отраслей – лесной, сельскохозяйственной, угольной, металлургической, – поскольку для них введение новых правил чревато отрицательной рентабельностью работы.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что у перевозчика и грузоотправителя появились новые возможности обеспечить баланс интересов. В пределах тарифного коридора ОАО «РЖД» сможет самостоятельно предоставлять скидки на использование инфраструктуры или, наоборот, утяжелять ставки, если это, например, продиктовано инвестиционными потребностями на локальных участках.

Подобная методология выводит на новый уровень взаимодействие перевозчика с грузоотправителем и выстраивает их отношения с учётом решения тех задач, которые есть и у инфраструктуры, и у потребителя, а помимо этого, решает вопросы, связанные с развитием отрасли.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28