07 мая 2021 19:33

На полную мощность

Учёные рассчитали эффективность перспективных серий электровозов

В настоящее время на дорогах страны обновляется парк локомотивов.
Поэтому специалистам отрасли очень важно знать их основные технические характеристики, в том числе связанные с расходом энергоресурсов.

Недавно к подобным исследованиям приступили специалисты Омского государственного университета путей сообщения.

Как рассказал доцент этого вуза Александр Бакланов, учёные выполнили расчёт энергетической эффективности грузовых электровозов с коллекторными тяговыми двигателями переменного тока серий 2ЭС5К, 3ЭС5К («Ермак») и постоянного тока серий 2ЭС4К («Дончак»), 2ЭС6 («Синара»).

Также они изучили параметры пассажирских электровозов переходного периода с коллекторными тяговыми двигателями переменного тока серий ЭП1 и ЭП1М и постоянного тока ЭП2К.

Кроме того, поскольку машиностроители начали изготавливать перспективные электровозы нового поколения с бесколлекторным тяговым электроприводом, в ОмГУПСе исследовали их характеристики. В частности, сотрудники университета выяснили энергетическую эффективность грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС10 («Гранит»), пассажирских электровозов двойного питания ЭП20 («Олимп»), а также грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5 («Скиф»), оснащённых асинхронными тяговыми двигателями трёхфазного переменного тока.

В ходе работы специалисты вуза установили, что новые электровозы, как правило, имеют большие мощность, силу тяги и скорость движения, чем нынешние образцы, поэтому позволяют повысить массу поездов, сократить время хода и энергозатраты.

Так, проведённые учёными университета расчёты показали, что при движении в длительном режиме тяги с поездами расчётной массы на подъёме, например, крутизной 8‰ удельный расход электроэнергии новых локомотивов, как правило, на 1–7% ниже, чем ранее изготовленных.

Однако в случае недоиспользования мощности и силы тяги новых электровозов в эксплуатации, то есть при вождении поездов массой менее расчётной, их удельный расход энергии оказался выше, чем у локомотивов старых серий.

Поэтому, по мнению Александра Бакланова, для достижения высокой энергетической эффективности новых электровозов в эксплуатации необходимо обеспечить полное использование их мощности и силы тяги при вождении поездов повышенной массы и длины с применением энергооптимальных режимов.

Не менее важно научить машинистов правильно использовать рекуперативное торможение и освоить другие способы экономии энергоресурсов при эксплуатации поступающих на сеть образцов транспортной техники нового поколения.

Андрей Владимиров
Омск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31