06 марта 2021 21:09

Условия прогресса

Развитие железных дорог улучшает экономическую и социальную жизнь

Железные дороги возникли как проявление индустриализма в одних странах и его начала в других. Эта  транспортная сфера сыграла огромную роль в изменении обществ и людей, была важным фактором не только технологической модернизации, понимаемой не просто как улучшение, усовершенствование, но и как осовременивание.
Валентина Федотова, д.ф.н., профессор, заведующая сектором социальной философии Института философии РАН
Последнее означало приход инноваций, возникновение неизвестных прежде требований, факторов, черт деятельности и быта, глубокого изменения и ускорения развития общества. Из-за требований к квалификации и пунктуальности на железных дорогах многие сельские общества смогли преобразоваться в индустриальные. Введение железнодорожного транспорта сделало современными не только средства передвижения, но самою жизнь, требующую профессионализма, роста личной ответственности, дисциплины, точного измерения времени, поскольку поезда ходят по расписанию и приблизительность здесь невозможна.

Естественное время, определяемое сменой дня и ночи и временем сельскохозяйственных работ, уступало место точному измерению времени в повседневной жизни. Время стали не только измерять, но и ценить. Железная дорога сломала барьеры времени и пространства. Из-за необходимости точного знания времени на железных дорогах в конце XIX века (в 1880 году) поездное время в Англии было превращено в стандартное для англичан время. Именно железнодорожная индустрия потребовала измерения и унификации времени, ввела расписание в обычную жизнь граждан: те, кто не успел на поезд, не мог уехать, но это стало постепенно и нормой других видов деятельности: возникло множество сфер, в которых точность прихода вовремя и следование распорядку приобрели значение. А раньше говорили: завтра, вечером, после восхода солнца, на рассвете и пр. Естественные ритмы дня получили временное измерение. Вскоре были введены временные зоны для использования поездов в разных странах, поскольку естественное время в них отличается, а сейчас они стали настоящим стандартным временем этих стран, чье природное расположение создаёт временные пояса, не фиксируемые до появления железной дороги. В 1884 году было введено стандартное мировое время. Сегодня всем известно, даже тем, кто никогда не ездил поездом, что время в Москве и Владивостоке отличается принадлежностью к разным часовым поясам, которые оказалось необходимым признать сначала прежде всего для железных дорог.

Европейцы ощутили быстрые технологические улучшения. Железная дорога усилила национальные связи между странами и национальные чувства людей каждой страны, открыв им возможность лучшего знакомства с ней через поездки и путешествия по железной дороге.

Поездка на поезде требовала подчинения правилам, и это влияло на привычки людей. Заложенные в этой отрасли параметры современности проникали в общество и приучили людей к правилам, которым они прежде не следовали. Усилился обмен между людьми, так как железная дорога связала различные регионы между собой, уменьшив региональные различия, а также различия между городом и деревней там, где была железнодорожная станция. Вокзал стал местом встречи представителей разных классов и сословий.

С появлением железных дорог были построены бизнес-корпорации для управления ими и затем для других отраслей. Они оживили экономическую деятельность и придали ей небывалую прежде эффективность. Началось бурное развитие капитализма на Западе и его развитие в России. Возникли новые современные технологии менеджмента.

Приход эпохи железных дорог свидетельствовал о стремлении к прогрессу. Железные дороги совершенствовались, менялись технические средства, была произведена электрификация, увеличивались грузоподъёмность и комфорт пассажирских поездов, их скорости.

Специалисты и рядовые граждане размышляют, каково же будущее железных дорог. Этот вопрос подробно обсуждается в Великобритании – на родине первых железных дорог. Предлагаются некоторые сценарии, построенные в зависимости от экспертных оценок как специалистов, так и рядовых граждан в зависимости от возможностей экономического роста в данный период.

Сценарий первый:
«Города-центры», 2025 год
Британия описывается как процветающая страна с высоким экономическим уровнем, развитая настолько, что Лондон не является единственным центром бизнеса. Целый ряд больших городов – Манчестер, Глазго, Бристоль, Брайтон – вырастают в новые важные центры. Очень легко переехать из одного центра в другой. Хорошие пересадки, скорости, очень легко поехать на работу в другой город, и поезда оборудованы беспроводной связью с Интернетом (Wi-Fi), позволяющей работать, если необходимо, даже в поезде. Люди интенсивно используют железные дороги как главные экономические артерии в своей деятельности. Очень многие люди перемещаются на работу на поездах. И эти высокоскоростные поезда поддерживаются правительством.

Сценарий второй:
«Локальные сообщества», 2025 год
Британия является страной невысокого экономического роста. Финансирование железных дорог очень низкое. Люди работают преимущественно из дома, дистанционно, живя преимущественно за городом, не используют транспорт, в том числе и железнодорожный, чтобы не тратить средства. Достаточно небольшой парк поездов в стране. Сервис в них базовый, без Wi-Fi и прочих высокотехнологичных услуг. Поезда имеют минимальный комфорт. Люди в основном пользуются велосипедами. Ненужные железнодорожные пути переделаны в велосипедные дорожки.

Сценарий третий:
«Лондон – центр притяжения»
Экономический рост скромный. Всё экономическое благополучие сосредоточено в Лондоне. Люди стремятся туда переехать, т.к. это единственное место, где можно преуспеть. Этот город становится центром притяжения для бизнеса и культуры. И тем самым создаётся разрыв между бедной и богатой частями Британии. Стоимость жилья вокруг этого города очень высока, а везде резко падает. Поезда вокруг Лондона переполнены. Люди едут на достаточно большие расстояния, чтобы до него доехать. Много поездов направляются в Лондон и из Лондона, но за его пределами их очень мало в связи с отсутствием спроса и инвестиций. Многие железнодорожные магистрали закрыты.

Наверное, такое прогнозирование вариантов экономического развития возможно, но важно помнить, что с развитием железных дорог была улучшена экономическая жизнь. И возможность этого сегодня зависит от целей страны.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31