19 мая 2021 06:27

Вопрос дня

Может ли повышение тарифов на грузоперевозки в старых вагонах превратиться в стимул для обновления подвижного состава?

Сергей Колесников, заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД»:
– Сейчас на сети наблюдается профицит грузовых вагонов. Но профицит этот относительный. И в сложившейся непростой ситуации будет не совсем понятно, как разделять вагоны на старые и новые. Где пройдёт та грань – к примеру, на 20-летнем или 30-летнем возрасте вагона? Если говорить о каких-то ценовых рычагах, то лично я – сторонник платы за непроизводительное простаивание на инфраструктуре. И если такая мера будет введена, собственники при очевидном дефиците вагонов будут гораздо тщательнее продумывать логистическую политику своих компаний.

Дмитрий Лесников, первый заместитель генерального директора ЗАО «Русская тройка»:
– Очевидно, что поиск решения проблемы старых вагонов для РЖД – системообразующей компании всей российской экономики – насущная проблема. Компания несёт дополнительные затраты при работе с таким подвижным составом. Кроме того, это очевидный риск для безопасности движения. С другой стороны, любое повышение ставок на железной дороге может негативно сказаться на конкурентоспособности отрасли, в случае если затраты в итоге лягут на грузовладельца. К тому же массовая замена вагонов, безусловно, стимулирует вагоностроителей и вызовет очередной перегрев рынка, когда цены на подвижной состав будут запредельными.
Пока неочевиден и механизм реализации. К примеру, в маршрутном контейнерном поезде могут быть вагоны различных собственников с разной историей. Непонятно, как в таком случае котировать поездную ставку на контейнер. Возможно, что данный механизм и стал бы выходом для всех. Но необходимы обсуждение с участниками рынка и выработка компромиссной модели. Такой модели, которая бы не вызвала резких движений на рынке и исключала любое неоднозначное толкование. Допускаем, что стоит опробовать такой механизм в немассовых сегментах рынка, на отдельных (специализированных) видах подвижного состава.

Андрей Зыбкин, заместитель директора по коммерции Ярославского филиала ОАО «Федеральная грузовая компания»:
– Сомневаюсь, что такая мера сейчас нужна на рынке. При этом опасения связаны в первую очередь с тем, что отразится это повышение в конечном итоге, очевидно, на грузоотправителях. Можно, конечно, предположить, что, если повышение будет плавным, в течение длительного срока, это может принести свои плоды, но это маловероятно. Вообще, по-хорошему, никаких дополнительных стимулирующих мер для обновления вагонных парков быть не должно. Собственники сами должны понимать, что старый вагон – убыточный вагон, который часто простаивает в ремонтных депо, и закупать новый подвижной состав без подобных стимуляций.

Екатерина Рыбина, заместитель генерального директора по правовой и кадровой политике ООО «Трансойл»:
– Только повышение тарифов на перевозки в старых вагонах не способно повлиять на динамику производства или списания старого подвижного состава. Для этих целей необходим комплекс соответствующих мер, включающий жёсткое ограничение продления срока эксплуатации, государственное стимулирование производителей и принятие отдельной программы продвижения инновационных вагонов, учитывающей преодоление барьеров их реальной эксплуатации. Более того, введение дифференцированного подхода к расчёту тарифа по возрастному принципу увеличит нагрузку на грузовладельцев, создаст дополнительные сложности для инфраструктуры и перевозчика, учитывая, что увеличение критериев парка связано с необходимостью сортировки парка в местах погрузки. Это затронет и интересы операторов, которые, по сути, будут исключены из процесса, но примут весь негатив клиентов. Также есть риск, что перевозочная деятельность снизит темпы, поскольку РЖД будут только сортировать парки под конкретного грузоотправителя.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31