27 февраля 2021 22:33

Сверхурочное бремя

Дефицит локомотивщиков восполняют в авральном режиме

На Северной дороге пытаются сдержать переработки увеличением численности локомотивных бригад.
За восемь месяцев машинисты и помощники отработали на магистрали сверхурочно почти 1,2 млн часов, что наполовину больше, чем годом ранее.

На одного работника приходится в среднем по 125 часов сверхурочной работы при годовой норме 120, а в общей сложности её перевыполнили 4 тыс. локомотивщиков. Львиная доля сверхурочных – более 300 тыс. часов – приходится на вологодские бригады. «У нас в депо есть случаи, когда бригада по вине диспетчерского аппарата работает по 30 часов подряд, а то и больше, – сообщил председатель профсоюзного комитета эксплуатационного локомотивного депо Лоста Сергей Игнатьев. – Больше половины машинистов и помощников уже отработали сверхурочно более 120 часов».

По его словам, движенцы держат локомотивные бригады на участках из-за увеличившихся простоев поездов. Сами локомотивщики обычно не против длительных задержек в пути или на станции, ведь им платят не за тонно-километры, а повременно.

Вместе с тем все понимают, что нельзя до бесконечности увеличивать нагрузку на локомотивные бригады – это скажется на безопасности движения поездов. Но переломить ситуацию пока не удаётся.

В августе сверхурочное время работы бригад вроде бы удалось снизить на 4 тыс. часов, или на 2,8% к августу прошлого года. Но, как выяснилось, переработки просто стали проходить в отчётных документах не как сверхурочные, а как работа в выходные и, соответственно, выше оплачиваться.

Главная причина ситуации, считают в Северной дирекции тяги, кроется в затруднённом продвижении грузопотока. И дело тут не столько в росте объёмов перевозок, сколько в неконтролируемом росте частного вагонного парка. Количество подвижного состава на сети за год увеличилось примерно на 40%, и Северная дорога – не исключение. Вагоны многочисленных собственников, зачастую порожние, занимают пути станций, препятствуя пропуску вагонопотока. А стоящие в пробках поезда – это непроизводительные потери рабочего времени локомотивных бригад, и, как следствие, машинистов и помощников не хватает для перевозки предъявляемых грузов. За те же восемь месяцев непроизводительные потери достигли 1,7 млн часов. Ситуацию усугубило то, что в начале года северянам запретили принимать на работу новых машинистов и помощников: производительность труда бригад уже тогда была невысокой, да и экономисты прогнозировали спад перевозок на сети. Однако на СЖД перевозки даже подросли. В итоге дорога начала летний сезон с кадровой брешью почти в 200 локомотивщиков.

Чтобы закрыть её, в депо Ярославль-Главный, Иваново и Лоста было командировано 80 локомотивщиков из других региональных дирекций тяги. Девятого сентября в штатное расписание всех эксплуатационных локомотивных депо Северной дирекции тяги было введено дополнительно 50 единиц локомотивных бригад. В дирекции отмечают, что на укомплектование вакансий потребуется некоторое время.
«Для срочного увеличения явочной численности бригад принято решение отложить переподготовку и повышение квалификации нескольких десятков машинистов и помощников», – сообщила начальник отдела организации и оплаты труда Северной дирекции тяги Людмила Лемехова.

Однако, по её словам, принятых мер недостаточно. Предстоит взять на работу ещё 60 человек, а также использовать все резервы. Например, трудоустраивать демобилизованных из армии, выпускников техникумов и училищ прошлых лет, привлекать к работе машинистов и помощников, которые работают на локомотивах промышленных предприятий.

Начальникам депо для снижения сверхурочных предписано не допускать отвлечения бригад на несвойственные им работы и равномерно распределять между ними рабочее время. Экономить бригады на дороге намерены и за счёт вождения соединённых, тяжеловесных и длинносоставных поездов.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28