09 марта 2021 04:19

Нескучный театр

Что могло объединить в одну постановку два совершенно разных сюжета – о многострадальности еврейского народа и о судьбе русского композитора Дмитрия Шостаковича? Только случайность или сумасшедшая фантазия режиссёра. В спектакле «Опус № 7» в театре «Школа драматического искусства» именно так и произошло.
Спектакль уже стал лауреатом премии «Золотая маска» в двух номинациях. Постановка состоит из пары «разномастных» спектаклей. У каждого – своё название, действующие лица и сюжетная линия.
– Замысел «Опуса» пришёл ко мне случайно, – говорит режиссёр Дмитрий Крымов. – У меня уже были идеи «Родословной» и «Шостаковича», но существовали они разрозненно. А однажды я увидел на столе их наброски, и что-то меня натолкнуло объединить их.

Предугадать, что произойдёт в «Опусе» в следующую минуту, невозможно – режиссёр просто играет со зрителем. Начинается эта игра, как только в зал входят люди – прямо у дверей всех встречает уборщица, сердито орудующая тряпкой. Зрители проходят мимо и лишь спустя секунды понимают, что что-то не так: полы моет молодая хорошенькая девушка в огромном мешковатом пальто. Вокруг несуразно длинной швабры вместо тряпки – женское платье в рюшах. Театр начался!

В первой части – «Родословная» – действие строится вокруг еврейской семьи. Герои вспоминают угнетённое прошлое своих предков, но при этом стараются оставаться оптимистами. Интерес зрителей поддерживают и спецэффекты: то по залу пронесётся газетный «вихрь», осыпающий всех бумажными обрывками, то что-то вылетит из-за декораций.

У второй части – «Шостакович» – свои козыри. Главный из них – кукла, символизирующая Родину-мать, высотой в несколько метров. Важная, в длинном нарядном платье, эта «гранд-дама» приковывает всеобщее внимание, а уж как она танцует, поёт, даже стреляет из револьвера! Удивляет «танец» жестяных роялей, которые с разгона бьются друг об друга под звуки «Ленинградской симфонии», немного пугает «полёт» актёров под крышей зала.

На вопрос, сложно ли было придумывать и осуществлять все эффекты, да и вообще – почему нельзя было просто отыграть спектакль по старинке, без трюков и интерактива, режиссёр только смеётся: «Не знаю! Просто поставить, сыграть и уйти – я так никогда даже не пробовал». Наверное, поставить что-то заурядное Крымов просто не смог бы: он в постоянном творческом поиске, а в 1990-х даже покинул Театр на Таганке ради экспериментов – реализовывал себя в живописи, графике и инсталляции. Вот и спектакли у режиссёра выходят оригинальными – даже не поймёшь, в какой момент начался театр и когда и чем всё это вообще закончится.

Елена Меньшенина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31