27 февраля 2021 18:02

Вечный странник

Свыше 300 тыс. км путешественник Виктор Колесников проехал в поездах

Эпоха великих географических открытий давно в прошлом. Но остались ещё те, кто отправляется по странам и городам в поиске новых впечатлений. Таков и наш герой – Виктор Колесников.
К своим 60 годам он побывал почти на всех континентах. Городов, посёлков и самых разных мест было на его пути так много, что он счёт своим путешествиям ведёт в километрах. Так вот: прошёл, пролетел, проплыл, проехал этот человек более 500 тыс. км, и свыше 300 тыс. из них – на поездах.
– Это мой любимый вид транспорта, – говорит он. – Самый надёжный, доступный и безопасный. Именно по железной дороге я отправился в своё первое самостоятельное путешествие. Мне было всего шесть лет.

Он тогда проводил лето у родственников в Белых Столбах. Те всё время были заняты на работе и не очень-то интересовались, как дела у малого. А он почувствовал себя плохо, начал задыхаться.
– Несмотря на столь нежный возраст, я догадался, что надо срочно добраться до отчего дома. И в чём был – в маечке, шортиках, сандаликах – отправился в Москву. На шоссе остановил машину, и водитель, ничуть не удивившись такому юному пассажиру, подбросил меня до железной дороги. Я сел в электричку и вдруг понял, что нахожусь в безопасности. Спокойно доехал до своей станции Коломенское. Правда, домой пришёл уже посиневший. Мать сразу вызвала врача. Оказалось, у меня был ложный круп.

Высокий, в плечах косая сажень, русые с проседью волосы. Настоящий Микула Селянинович. А душой вечный странник. Кем он только не был в своей жизни: и поваром, и мясником, и моряком, и лесничим, и преподавателем в школе для трудных подростков, и журналистом. Не раз участвовал в археологических экспедициях. Два года отработал в депо Замоскворецкое слесарем-ремонтником подвижного состава. Колесников всегда хорошо учился. У него есть техническое образование и три диплома о высшем образовании. Но ни на одной работе долго не мог продержаться. Всё время хотелось чего-то нового, интересного. Тянуло путешествовать. Даже жену нашёл в поездке.

Ему было 22 года. Ей – 19. Они отдыхали на волшебном озере Иссык-Куль. Только она в пансионате, а он пришёл пешком из Алма-Аты, через перевалы, ночевал в спальном мешке на берегу. Их свадебное путешествие проходило в поезде. Сначала добрались из Москвы через Минск до Бреста, оттуда до Львова, Ужгорода, Каменец-Подольского, проехали через всю Молдавию, из Кишинёва отправились в Одессу, а оттуда самолётом в Москву.
– Мне всё нравится на железной дороге, – говорит он. – Даже стук колёс. Когда едешь уже около суток, они сливаются в приятную утешающую музыку. Я всегда предпочитал плацкартные вагоны. Там больше воздуха и людей. А я люблю общаться. Мне хочется понять своего попутчика. Один проводник рассказывал, как подростком раз 20 сбегал из дома. Потом столько же мест работы сменил, пока не попал в поездную бригаду. Оказалось, дорога – это его призвание. Мы с ним обнялись, выпили чаю. Всё-таки родственные души. Правда, долго смотреть на мир из окна поезда я не могу. Мне обязательно нужно выходить на станциях, изучать окрестности, наполняться новыми знаниями. А потом двигаться дальше.

Слушая Виктора Павловича, понимаешь, что он романтик. Однако и в практической сметке ему не откажешь. В 11 лет он, узнав, что как школьник имеет право приобретать железнодорожные билеты за 50%, на зимние каникулы поехал один в Питер. В музеях разве что не ночевал. В 13 лет во время летних каникул отправился на Кавказ. Ходил по горам, купался в море. В Абхазии у него стащили деньги. И тогда он «зайцем» на электричках добрался до Туапсе. Оттуда благодаря доброте проводницы добрался на поезде до Москвы. В 18 лет рванул на Дальний Восток. Ехал в грузовых поездах, на электричках. В основном бесплатно. За две недели добрался до Владивостока.
– Я же не от хорошей жизни изворачивался, – объясняет он, словно извиняясь. – Мы жили очень бедно. Мать-инвалид в одиночку поднимала троих детей. Я был старшим. Всё время старался где-то подработать, чтобы семье помочь и хоть немного денег скопить на поездки. Став взрослым, участвовал в народной дружине, был добровольным пожарным, выходил на работу в выходные, чтобы набрать побольше дней к отпуску и отправиться в путешествие.

К началу 90-х он объездил и исходил пешком практически весь Советский Союз.
– Путешествуя по железной дороге, я побывал в уникальных местах, – рассказывает Колесников. – Например, на озере Баскунчак. Оно такое же солёное, как Мёртвое море. Вдоль него проложена узкоколейка. Такое ощущение, что паровоз идёт прямо по волнам, поскольку рельсы лежат фактически на соли, пласты которой всё время движутся. Из Тамани в Керчь я переправился на пароме, на который поезд заходил полным составом. Машинисты делали это так виртуозно, что многие пассажиры продолжали спать, даже не почувствовав, что поезд-то уже не едет, а плывёт.

За границей Виктор Павлович впервые побывал лет 20 назад.
– Я взял железнодорожный билет до Бургаса, но, узнав, сколько дней могу пробыть в Румынии, закомпостировал его до Бухареста, – с хитринкой в глазах рассказывает Колесников. – Таким образом побывал в Румынии. А потом по железной дороге объездил всю Болгарию.

Перед каждой поездкой он тщательно изучает, как работает железная дорога в той или иной стране. И это помогает ему экономить деньги.

На поездах Виктор Павлович позже объездит всю Западную Европу, Азию, Индию, доберётся до Гибралтара, пересечёт по тоннелю Ла-Манш.
– Ничего нет особенного в этом тоннеле, – говорит он. – Мчишься вдоль тёмных стен. Вот если бы они были стеклянными, как океанариум в Барселоне, когда ты словно в рыбном царстве-государстве бродишь...

Лишь однажды за годы странствий Колесников оказался в опасной ситуации.
– Это произошло в Румынии в начале 90-х, – вспоминает он. – Деньги там превратились просто в бумагу. На них ничего нельзя было купить. Многие голодали. И меня, иностранца, почему-то приняли за человека, который скупает дензнаки. Буквально в секунды вокруг выросла толпа, через которую я пробивался с боевым криком. Но это исключительное происшествие. В основном люди поворачиваются ко мне самой лучшей своей стороной.

Последние годы Колесников путешествует, можно сказать, по официальным линиям. То от бюро ЮНЕСКО, где является экспертом по сохранению всемирного наследия, то от каких-либо изданий с целью сбора материалов для будущих публикаций. Командировочные выписывают мизерные. Поэтому в поездку набирает как можно больше продуктов и останавливается в хостелах. А чаще ночует на природе в спальном мешке. Обычно у него за плечами рюкзак в 60 кг. И спереди сумка не намного легче.
– Для меня комфорт – ничто, – говорит он. – Конечно, специально от него не откажусь. Но я пожертвую любым комфортом, чтобы увидеть что-то новое.

Кто-то из великих сказал: счастлив тот, кто всю жизнь способен удивляться. Похоже, Колесников из этого ряда. Пять лет назад он перенёс операцию на ноге. А уже на следующий год отправился в Иорданию с палочкой. Так теперь с ней и путешествует. Ведь у него сбылись ещё не все мечты. Виктор Павлович очень хочет проехать по самым длинным в мире трансконтинентальным железным дорогам. А ещё вернуться на маршрут своей юности: доехать на поезде до Владивостока, потом дойти на судне до Чукотки, а оттуда переправиться на Аляску. Но как реализовать такие планы, не имея лишних денег?
– Хотеть надо сильно. Тогда и способ найдёшь, – ответил он.

Наталья Кузина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28