11 мая 2021 21:59

Остановка по требованию

Мой дед оставил добрый след

Остановочных пунктов на сети дорог тысячи. И у каждого из них своя история. Есть она и у остановочного пункта 392-й км на Юго-Восточной железной дороге. Впрочем, в народе у него совсем другое название – Плетнёвка.
Своим рождением он обязан строительству железной дороги, связавшей в 1860 году уездный город Козлов с Рязанью, а в 1870 году – и с Тамбовом. С детства запомнился мне рассказ брата моей бабушки Ивана Федуловича Воропаева, в свою очередь, услышанный им от его отца Федула Афанасьевича, о том, как во время строительства железной дороги толпы любопытных стояли вдоль насыпи. Ещё больше людей собиралось, когда пошли первые поезда. Народ, не видевший прежде паровозов, теперь крестился и творил молитву, дивясь невиданной силе железного «коня».

После завершения строительства дороги в 10 км от станции Козлов создаётся Кочетовский железнодорожный узел, строятся сортировочная станция, жилые дома. Потянулись туда люди из близлежащих селений. До работы добирались пешком. Только в 1917 году было организовано пригородное движение. Первый поезд состоял из двух-трёх вагонов – «теплушек». А в 1919 году пустили пригородный поезд от Козлова до Богоявленска. Ходили они два раза в сутки – утром и вечером, строго по расписанию, никогда не опаздывая. Как говаривал мой дедушка, «по поездам можно время сверять».

Чтобы сесть в вагоны, жители окрестных сёл шли к остановочному пункту у деревни Хоботово. Официально он назывался 392-й км. Вначале там не было ни платформы, ни павильона для пассажиров. Под палящим солнцем, в морозы и метели люди терпеливо ждали свой поезд. И не роптали. Это было всё же лучше, нежели мерить пешком 10–12 км до места работы или базара.

В конце 20-х годов прошлого века мой дедушка трудился башмачником на станции Кочетовка. Он был из тех рабочих людей, которые знали по себе, каково ждать поезд под открытым небом, под проливным дождём. Вот и решил по собственной инициативе возвести на этой остановке лёгкое строение с печкой, лежанкой, скамейкой да столиком, чтобы можно было скоротать время в ожидании посадки в удобстве, да ещё и чайком погреться. Благо, лес для строительства был под боком, имелась и лошадь, чтобы его возить. Нарубил хвороста, кольев, заготовил брёвен, досок и приступил к сооружению нехитрой постройки. Плести корзины, щитки для утепления сарайчиков тогда каждый мужик умел. И уже через несколько дней у остановочного пункта выросла плетёная избушка с оконцами и дверью. Он её оштукатурил, побелил, укомплектовал буржуйкой, самоваром. Так появилось помещение для пассажиров. А дед стал хлопотать возле самовара. Символической платы хватало на чай и бублики. Большего никто и не требовал. Главное, там можно было отдохнуть и погреться. С тех пор 392-й км в народе стал называться Плетнёвкой.

Это название живо и поныне, хотя минуло почти 100 лет. Вот уже и молодое поколение местных жителей, отправляясь на остановочный пункт, говорит: «Пошёл на Плетнёвку». Что тут скажешь? Исчезают люди, забываются имена… Но доброе дело сильнее времени.

Валентина Филатова,
краевед
Мичуринск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30