07 марта 2021 05:29

Душа-человек

Иван Бушков прошёл путь от ученика до мастера в родном цехе

Впервые в инструментальный цех локомотивного депо станции Иркутск-сортировочный Иван Бушков пришёл пятнадцатилетним учеником слесаря. Через три года в армию провожали уже слесаря пятого разряда Бушкова и гадали: вернётся ли? Вернулся – навсегда.
В депо в 1978 году Ваню привела мать. Недавнего восьмиклассника нигде не хотели брать на работу, ведь ему не было ещё 16 лет. Потребовалось разрешение райисполкома и партийных органов, чтобы подростка из многодетной семьи приняли учеником. Именно на этом варианте настаивал его отец – бывший фронтовик и ветеран-железнодорожник Иван Петрович Бушков. Уж он-то наперёд знал, что в деповском коллективе его Ваньке на кривую дорожку свернуть не дадут.
«До тисков я не доставал. Мастер Виктор Ефимович Осипов тут же приказал сделать для меня решётку-подставку повыше. Да и потом постоянно меня опекал», – вспоминает Иван Бушков.

Первым азам профессии слесаря-инструментальщика его обучал настоящий универсал Александр Андреевич Винниченко. Давно подмечено: если человеку повезло с наставником, то профессиональный рост ему обеспечен, только не ленись. Винниченко в депо считали мастером на все руки, хотя у него было всего три класса образования: мастер-самоучка дружил что с деревом, что с металлом. Он и учил Ваню Бушкова, как правильно держать напильник и другим премудростям слесарного дела.

Инструментальный цех со своим экспериментальным подразделением для всего депо готовил разнообразные приспособления, большие и малые ключи, нестандартное оборудование – в общем, всё, что могло облегчить ремонт электровозов и тепловозов.

За три года, что трудился в депо до призыва в армию, Иван Бушков дорос до слесаря пятого разряда – а всего их шесть. Успел получить среднее образование в школе рабочей молодёжи и даже корочки водителя-механика на курсах ДОСААФ. По этой специальности и служил в артиллерийском полку в Забайкалье. Там тоже проявил себя: первым из полка прибежал к финишу во время десятикилометрового марш-броска, за что получил грамоту командира дивизии.

После двух армейских лет в душе Ивана, по его признанию, наступило раздвоение: сильно тянуло к шофёрской баранке. Но первая же встреча с родным коллективом положила конец сомнениям.
«В цехе я появился по негласной моде тех лет в военной форме, при старшинских погонах. Мастер Виктор Ефимович меня поначалу не узнал: я сильно вытянулся, да и вес набрал. Спросил о планах, но что я мог ответить в тот момент? Походил, пообщался с ребятами и почувствовал, что вернулся домой. Даже положенный демобилизованным солдатам отпуск не стал догуливать и вышел на работу», – улыбается Иван Иванович своим воспоминаниям.

Бушков поступил в Улан-Удэнский железнодорожный техникум. Трудно было совмещать работу с учёбой, но парень понимал, что надо развиваться. Когда учился на старших курсах, мастер Осипов всё чаще на время отпуска оставлял Бушкова за себя, а когда перешёл в термический цех, порекомендовал его на своё место. Так в 22 года Иван Бушков стал мастером инструментального цеха.

Весёлые и бурные это были времена. В депо шла реконструкция, одновременно предприятие хозспособом строило собственные многоквартирные дома. Получил трёхкомнатную квартиру и Иван Бушков, который к тому времени обзавёлся семьёй. На работу, по его словам, летел как на праздник, а во время отпусков так скучал по коллективу, что едва догуливал положенные дни.
«Сейчас, конечно, атмосфера немного иная – времена другие на дворе, но считаю своим долгом раз в неделю появиться в цехе и во время отпуска», – признаётся Бушков.

Но не для того, чтобы приглядеть за подчинёнными: по словам мастера, за минувшие десятилетия сложился крепкий коллектив из настоящих профессионалов. Таких, как токарь Юрий Ларионов, фрезеровщик Геннадий Грузин, слесари Николай Сечкин, Евгений Постников, Сергей Бурмистров, Геннадий Мельников, слесарь с дипломом инженера, потомок первого российского министра путей сообщения.

Как и Мельников, Бушков давно «заболел» рационализаторством. На его счету уже несколько сотен рацпредложений. Например, благодаря модернизации насоса электровоза ЭП1П получилось вывести из глубокого ремонта и вернуть в работу пять машин. Востребованной оказалась и разработка по упрочнению колёсных пар.
«С коллективом мне просто повезло, ведь работаю с настоящими асами», – говорит Иван Бушков.

Асы отвечают мастеру взаимностью. «Его все любят и уважают за общительность, добродушие, за готовность прийти на помощь, за профессионализм. Это душа-человек. Благодаря в том числе и ему у нас очень доброжелательная атмосфера, вместе отмечаем праздники, выезжаем на природу. Всё это и делает нас дружным коллективом», – признаётся слесарь-инструментальщик Лидия Солдатова, знающая Бушкова с давних пор.

Не обойдён мастер Иван Бушков и вниманием руководства. За добросовестный многолетний труд он отмечен медалью «100 лет Транссибирской магистрали», за новаторскую деятельность удостоен звания «Лучший рационализатор на железнодорожном транспорте», два года назад стал почётным железнодорожником. А уж почётных грамот и ценных подарков не перечесть.

На него равняются и родственники. В депо на различных должностях трудятся зятья – Виктор Двинский, Фёдор Селиванов, Владимир Муллин, раньше работали и сёстры.

Без дела Иван Бушков сидеть не любит и вне депо. Часть свободного времени уходит на огород, походы за грибами и ягодами, чтобы поменьше от магазина зависеть. А для души – рыбалка на Байкале, Хубсугуле, других сибирских озёрах и речках.
«Не так давно на Чивыркуйском заливе вот такую щуку поймал!» – разводит руки в стороны заядлый рыбак. Верю, что это не обычная рыбацкая похвальба. Как верят Бушкову уже тридцать с лишним лет коллектив цеха и руководство депо.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31