11 мая 2021 23:32

От ларьков к фудкортам

Подкрепиться на вокзале станет проще и дешевле

Приход крупных сетевых операторов в торговлю на вокзалах должен повысить качество услуг. Эти меры прописаны в соответствующей программе развития Дирекции железнодорожных вокзалов.
По данным Дирекции железнодорожных вокзалов, инвестиционный бюджет на 2013 год составит 6,9 млрд руб., при этом около 4 млрд руб. – это инвестиции в реконструкцию восьми вокзалов Московского узла. Средства всех сетевых операторов ожидаются в объёме 2,35 млрд руб., также в основном в столице.

Между тем на вокзалах других городов в торговле до сих пор правят бал местные мелкие торговцы. Это отражается как на цене, так и на качестве услуг и товаров.

Цены на продукты питания, а также ассортимент торговых точек вокзальных комплексов объясняются величиной арендной платы, а чаще – негласной договорённостью владельцев торговых точек.

Каждый вокзал имеет свою особенность. Где-то территория огорожена так, что проезжающему или даже ожидающему поезда пассажиру довольно сложно добраться до любой торговой точки, находящейся за пределами вокзального комплекса. То есть владельцы ларьков здесь по сути монополисты. А есть вокзалы поменьше, где торговля начинается уже метров за сто от платформы. Но на небольших станциях поезд и стоит, как правило, меньше времени, чем на узловых, поэтому не всегда пассажир может купить необходимое.

На вокзале Ростов-Главный ассортимент товаров первой необходимости скуден, однотипен, цены высокие. Если сравнивать их с оптовыми на те же продукты, по которым и отовариваются сами продавцы, получим наценку в 250–400%.

Примерно те же цены и на вокзале Краснодар-1, в Екатеринбурге, Сочи, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Одна из причин вокзальной дороговизны – величина ставки арендной платы для владельца торговой точки. Договоры аренды недвижимого имущества заключаются по результатам открытого аукциона. Он проходит дистанционно, в электронном формате.

Руководство вокзалов на местах никак не влияет на исход тендеров. А в конечном итоге не может контролировать ни цену, ни выставляемый ассортимент. Размер арендной платы определяют не зависящие от ОАО «РЖД» оценщики. При этом учитываются трафик, количество транзитных пассажиров, средняя зарплата персонала в данном городе и прочее.

Понятно, что в мегаполисах величина арендной ставки в разы отличается от райцентра. Её-то вокзальные продавцы и считают одним из основных факторов, влияющих на конечную цену товара.

У «ИП Рожкова» на вокзале Ростов-Главный восемь торговых точек по 12 кв. м. Как пояснили в этой фирме, цены на вокзальную аренду заоблачные. К тому же предприятие платит дополнительно около 70 тыс. руб. в месяц за хозяйственные нужды: воду, вывоз мусора, охрану, работу лифтов. Всё это влияет на конечную стоимость товара.

Всего же на вокзале Ростов-Главный три мелкие сети киосков местного происхождения. Торговцы в киосках на платформе поясняют, что их бизнес имеет сезонный характер и основной доход ларьки дают летом. А зимой – работа в убыток, поэтому и дерут летом с пассажира три шкуры.

На некоторых привокзальных комплексах торговые площади – уже частная собственность. Соответствующие сделки были совершены в 1990-х годах. «Питание на вокзалах нашей дирекции в подавляющем большинстве в руках частников, – поясняет начальник Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Иван Васильев. – Единой, полностью контролируемой системы питания на данный момент нет. Как, чем и по какой цене арендатор будет кормить людей в своём кафе в здании вокзала – только его дело. В Воронеже ресторан многие хвалят – вкусно и недорого, а в Липецке арендатор свернул аналогичный бизнес. Железнодорожная торговая компания у нас открыла точки питания пассажиров в Белгороде и Валуйках, но в объёмах всей дороги это мало».

На многих старых вокзалах размещать торговые точки просто негде.
«Вокзал построен ещё в 1952 году и не был рассчитан на современный пассажиропоток и повышенные запросы пассажиров», – говорит начальник вокзала Сочи Александр Соколов. Сегодня, как известно, сочинский вокзал в процессе реконструкции, и туда предполагают впустить как минимум двух крупных сетевых операторов.

Для того чтобы развивать на вокзалах торговлю и сферу услуг, необходимо их расширять, реконструировать.

На реконструкцию региональных вокзалов в этом году выделено 1,2 млрд руб. По данным ДЖВ, в 2013-м и последующих годах планируемые инвестиции российских регионов в развитие вокзальной инфраструктуры должны составить около 5,7 млрд руб., в том числе не менее 700 млн – в 2013 году. Но процесс заключения соглашений с регионами ещё не закончен.
«С каждым годом мы вводим в гражданско-правовой оборот всё больше площадей на вокзалах СЖД, приспосабливая их под питание и другие потребительские услуги для пассажиров, – рассказала «Гудку» начальник отдела вокзалов Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Ирина Виноградова. – Это удаётся прежде всего на крупных вокзалах, хотя поесть пассажир может сегодня практически на каждом вокзале дороги. Главные арендаторы площадей – крупные сетевые операторы. Например, «Трансмаркет», «Общественное питание», «РЖД-сервис». Просим арендаторов, чтобы цены продуктов на наших вокзалах не отличались от городских. Ведь тогда к нам придут больше людей, которые будут пользоваться и другими услугами вокзала. Да и самим торговцам выгоднее делать выручку за счёт массовости».

По словам начальника ДЖВ Сергея Абрамова, главным приоритетом в 2013 году стало развитие на вокзальной инфраструктуре современных предприятий общественного питания, в том числе в формате ресторанных двориков (фудкортов), предусматривающих объединение в едином пространстве ряда предприятий общественного питания.

В 2014 году планируется увеличение коммерческих площадей на 9,2 тыс. кв. м. Это произойдёт за счёт вовлечения в оборот объектов, освобождённых структурными подразделениями ОАО «РЖД», а также освоения ранее свободных мест сетевыми операторами, особенно в регионах.

Концепция ДЖВ предусматривает полную замену ими нецивилизованной торговли. Преимуществами сетевых магазинов и кафе будут единые стандарты цены и качества независимо от места расположения торговой точки. И хочется надеяться, от удалённости от столицы и величины станции.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30