08 декабря 2021 17:22

Кто воспользуется

Ожидаемая экономия для грузовладельцев от заморозки тарифов ОАО «РЖД» под большим вопросом

Эксперты Института проблем естественных монополий прогнозируют, что потребители услуг железнодорожного транспорта не получат экономии от заморозки тарифов на грузовые перевозки. Есть риск, что операторы компенсируют эту экономию повышением своих ставок.
По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Поликарпова, в дискуссии о заморозке тарифов важно не забывать, что стоимость перевозки грузов состоит не только из тарифов ОАО «РЖД», но и из ставок операторов подвижного состава, «которые никто не регулирует и тем более не ограничивает».
«В связи с этим существует риск, что операторы всю экономию от заморозки тарифов нивелируют повышением своих ставок на предоставление вагонов, – говорит эксперт. – В случае осуществления подобного сценария нагрузка на потребителей услуг всё равно возрастёт».

Кроме того, по мнению Александра Поликарпова, вытекающее из обнуления роста тарифов сокращение инвестиционной программы ОАО «РЖД» может привести к урезанию проектов по строительству новых и развитию старых линий, а также отрицательно сказаться на обновлении парка тягового и моторвагонного подвижного состава. Как ранее заявлял глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, от недоиндексации в будущем году инвестпрограмма компании (запланированный объём 389 млрд руб.) может сократиться в четыре раза. А вместо ожидаемой прибыли в размере 1,7 млрд руб. компания потеряет 70–73 млрд руб., ещё порядка 20 млрд составят убытки от ухудшения структуры грузооборота в связи с замедлением темпов экономического роста и изменением рыночной конъюнктуры. Таким образом, государство, так и не достигнув своих целей по сокращению инфляции, будет вынуждено субсидировать железнодорожную корпорацию.
«ОАО «РЖД» ежегодно проводит оптимизацию своих издержек и стремится выйти на более выгодную экономически технологию работы. Но даже максимально возможное сокращение издержек компании не покроет образовавшейся дыры в её портфеле доходов, – говорит эксперт ИПЕМ. – Следует отметить, что в последние годы в компании действует программа по плавному сокращению персонала: вместо уволившихся или ушедших на пенсию сотрудников новый персонал не набирают. Вместе с тем при заморозке тарифов существует вероятность реального сокращения штата сотрудников».

Действительно, ОАО «РЖД» уже анонсировало, что под угрозой увольнения находятся около 62 тыс. сотрудников компании (8% от общей численности). В этой связи Роспрофжел направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором просит сохранить индексацию на уровне инфляции или предусмотреть необходимые субсидии. Письмо с предложением повышать тарифы на уровень инфляции в правительство и причастные министерства уже отправило и ОАО «РЖД». Об этом сообщил журналистам Владимир Якунин в понедельник во время визита в Хабаровск.
«Будем пытаться отстаивать свою позицию, – сказал президент ОАО «РЖД». – Обнуление тарифов самым серьёзным образом влияет на все аспекты деятельности компании и на её инвестиционную деятельность. Не будет инвестиций – не будет развития экономики».

Между тем на прошедшем в тот же понедельник оперативном совещании ОАО «РЖД» старший вице-президент компании Вадим Михайлов отметил, что в ближайшее время будут подготовлены предложения по восстановлению безубыточности деятельности РЖД на 2014 год при сохранении инвестпрограммы на уровне 389 млрд руб.

Маргарита Меньшакова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31