04 декабря 2021 07:41

Будет как новый

На Дальневосточной готовятся к реконструкции Владивостокского тоннеля

На дороге корректируют проектно-сметную документацию реконструкции сооружения, ведут консультации с местными властями, в том числе по организации пассажирских перевозок на время, когда тоннель будет закрыт.
«Владивостокский тоннель, расположенный на участке Вторая Речка – Мыс-Чуркин, – сооружение особенное: изначально он не предназначался для регулярного движения поездов», – напомнил бывший заместитель начальника Владивостокской дистанции пути Николай Быков.

Действительно, сооружение длиной 1380 м (его высота – 8 м, ширина – 5 м) строили исключительно в оборонных целях – для переброски тяжёлых артиллерийских установок или бронепоездов в бухту Улисс при нападении вероятного противника на Владивосток с моря. Идея строительства возникла ещё во время Русско-японской войны, но была реализована лишь в 1930-е годы, когда японские войска, захватив Маньчжурию, вплотную подошли к границе СССР.

Однопутный тоннель, который должен был не только обеспечить быстрое передвижение железнодорожных артиллерийских батарей, но и служить средством их укрытия, сдали в строй в 1935 году. Названный в честь Сталина, он носил это имя до 1959 года. След от демонтированных латунных букв на портале сооружения хорошо виден до сих пор.

В 1951-м тоннель начали использовать в мирных целях: по нему на станции Гайдамак, Мыс-Чуркин пошли грузовые поезда, а после электрификации – и пассажирские. Но за десятилетия эксплуатации объект исчерпал свой ресурс и потребовал капитального ремонта.
«Поскольку его с самого начала не предполагалось эксплуатировать как обычный тоннель с интенсивным движением поездов, многие присущие железнодорожным тоннелям обустройства не были заложены в проект его строительства», – пояснил Николай Быков.

Дело усугублялось тем, что над сооружением расположен жилой микрорайон с водоотводными коммуникациями. Из-за протечек разрушается обделка тоннеля. Необходимо новое обустройство сводов сооружения с соответствующей гидроизоляцией и водоотводной системой.

Вопрос о закрытии тоннеля на капремонт обсуждали ещё несколько лет назад, но сроки решили перенести из-за подготовки Владивостока к международному форуму АТЭС-2012: по участку Вторая Речка – Мыс-Чуркин шли грузы для строительства инфраструктуры саммита, в частности моста на остров Русский и кампуса Дальневосточного федерального университета.

Сейчас, по словам главного инженера ДВЖД Владимира Крапивного, ситуация благоприятствует реконструкции тоннеля.
«Во-первых, построен автомобильный мост через бухту Золотой Рог, который снял транспортные проблемы в районе мыса Чуркина. Во-вторых, за эти годы Владивостокская ТЭЦ-2 переведена на газ, и уже не нужно, как раньше, обеспечивать перевозки угля – до 120 вагонов в сутки в зимний период», – отметил главный инженер.

Кроме того, построены объекты пассажирской инфраструктуры – высокие платформы на ближайших к тоннелю остановочных пунктах Луговая и Третья Рабочая.

Реконструкция сооружения в зависимости от финансирования может занять 1,5–2 года. Встаёт вопрос: как обеспечивать перевозки в связи с его закрытием? Как уточнил Владимир Крапивный, проработан вариант движения по обходному участку пути, вдоль бухты Золотой Рог, отремонтированному три года назад. Это так называемый нижний ход – через Корабельную набережную и судоремонтные площадки.
«В ближайшие дни будут рассмотрены вариантные графики организации пропуска поездов по нижнему ходу и технология подачи и уборки вагонов на этом участке. При этом достигнутые объёмы выгрузки и погрузки грузов сохранятся», – отметил он.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31