03 марта 2021 01:48

Сила инерции

В российском бизнес-сообществе всё более укрепляется мнение, что ОАО «РЖД» для нормальной перевозочной работы всё-таки необходимо иметь свой подвижной состав. Это вполне показал уже наработанный за последние годы опыт.

Понятно, что если бы в процессе реформы была поставлена задача выделения из ОАО «РЖД» одной или нескольких перевозочных (а не операторских) компаний и создания чисто инфраструктурной корпорации, то были бы логичными изъятие у неё подвижного состава и передача его перевозчикам. Но такой задачи нет, и она сегодня всеми основными сторонами транспортного рынка признаётся нецелесообразной.

Однако тогда модель «перевозчик без вагонов» вряд ли может быть признана нормальной. Более того, законодательная база и не запрещает ОАО «РЖД» иметь свой подвижной состав. Но хорошо известны обстоятельства его выделения. Невозможно прибыльно работать по регулируемым тарифам, в то время как твои конкуренты это делают по свободным ценам. Причём практика применения в этом сегменте некоего коридора тоже уже вполне пройдена и свидетельствует, что такое коридорное дерегулирование для части игроков в конкурентном рынке не решает проблему преодоления системных перекосов. А вот риски необоснованного повышения цен в случае полного дерегулирования цен здесь вполне снимаются, что чётко показал сектор предоставления вагонов под перевозку в условиях профицита.

Поэтому сегодня, по нашему мнению, уже трудно найти какие-то веские причины, чтобы не дерегулировать вагонную составляющую тарифа на перевозку грузов для всего подвижного состава вне зависимости от его принадлежности. Во всяком случае негатива от этой меры будет многократно меньше, чем от такой системной коллизии, какую мы имеем сегодня.

При этом вопрос о доле вагонов ОАО «РЖД» в общем парке будет решаться исходя из технологической и коммерческой целесообразности. Недавно президент компании Владимир Якунин озвучил как возможную ориентировочную цифру до 30%. Напомним, что программой реформы в своё время предусматривалось оставить у ОАО «РЖД» даже до 40%. Главное здесь – обеспечить равноправные условия работы такого подвижного состава, то есть прежде всего дерегулировать цены для всех.

Тогда, нет сомнения, технологический эффект от появления у ОАО «РЖД» в управлении вагонов не заставит себя ждать.

Представляется, что сегодня, кроме силы инерции, поправить ситуацию регуляторам уже ничто не мешает.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31