28 февраля 2021 09:03

Лицом к клиенту

На сети принимаются меры по привлечению высокодоходных грузов

В январе – августе на сети в среднем в сутки отгружалось 3373 тыс. тонн, что выше плана на 0,5%. Всего же за этот период было погружено 819,7 млн тонн, что на 3,2% ниже по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Таким образом, темпы снижения погрузки в январе – августе по сравнению с теми, что имели место в январе – июле, удалось незначительно сократить. Ещё более признаки сокращения отставания от прошлого года заметны по итогам работы в августе, когда среднесуточная погрузка выросла до 3469,1 тыс. тонн, что позволило сократить отставание к прошлому году с 2,2% в предыдущем июле до 1,3%.

С планом погрузки в августе удалось справиться на всех дорогах, хотя по итогам 8 месяцев до установленного задания немного недобрали две дороги – Приволжская и Юго-Восточная.

По-прежнему пока нет позитивных изменений в структуре перевозок – погрузка грузов 1-го класса снизилась на 0,4 млн тонн, или на 0,5%, 2-го класса – на 0,3 млн тонн, или на 1%, 3-го класса – на 0,8 млн тонн, или на 5,8%. Наибольшее отставание наблюдается по строительному сектору – до 860 тыс. тонн, и основная причина – отказ операторов подвижного состава в предоставлении вагонов, которые ссылаются на убыточность таких перевозок.

И лишь строительные материалы завозятся в адрес олимпийских объектов, как и положено, в рекордных объёмах. План августа выполнен на 207%. Всего же сверх плана с начала года перевезено более 1,6 млн тонн груза.

В связи с оттоком дорогостоящих грузов на другие виды транспорта в ОАО «РЖД» ведётся анализ причин негативной тенденции, намечаются меры. Так, по сравнению с докризисным 2007 годом значительно изменилась и структура в части предоставления подвижного состава – занятость цистерн выросла на 5,2%, в то время как востребованность полувагонов упала на 7,2% (такое же снижение, кстати, демонстрирует и погрузка). Но наибольший спад (на 39%!) пришёлся на крытые вагоны, то есть на тот подвижной состав, который в первую очередь ориентирован на средний и малый бизнес, на высокодоходные грузы 2-го и 3-го классов. Для привлечения дополнительных объёмов высокостоимостных грузов на Октябрьской и Московской дорогах реализуется пилотный проект «Грузовой экспресс» с погрузкой по определённым календарным дням и месяцам с концентрацией вагонопотоков на погрузочных и сортировочных станциях и последующим формированием в ускоренные маршруты.

В целом эксплуатационная обстановка на сети в августе оставалась сложной. По-прежнему растёт средний вес грузового поезда, который при задании 3889 тонн выполнен на уровне 3918 тонн. В то же время небольшая позитивная динамика в июле такого показателя, как среднесуточная производительность локомотива, в августе сменилась падением, особенно на Восточно-Сибирской, Северной и Куйбышевской дорогах, соответственно на 9,1%, 7,6% и 7,2%. В целом же по сети его выполнение на уровне 1739 тыс. ткм брутто, что ниже и задания, и уровня прошлого года – соответственно на 6 тыс. ткм брутто и 3 тыс. ткм брутто.

Не выполнен и план по участковой скорости. Однако, пусть и совсем незначительно – всего на 0,1 км/ч, – удалось превысить прошлогоднюю скорость 34,4 км/ч.

Подводя итоги июля, мы обращали внимание на снижение, начиная с третьего квартала, маршрутной скорости гружёных поездов (в июле по сравнению с июнем текущего года на 9,2%, до 472 км/сутки). К сожалению, в августе изменений к лучшему не последовало – гружёные маршруты шли на скорости всего 464 км/сутки, что на 4,6% медленнее, чем в августе 2012 года.

Прогресс демонстрирует лишь сектор контейнерных перевозок, где маршрутная скорость в августе выросла к прошлому году на 62 км/сутки (+8%) и составила 853 км/сутки, а в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» – 1066 км/сутки. В августе барьерными местами для пропуска поездов стали отдельные станции и участки на Восточно-Сибирской, Московской, Северной и Свердловской дорогах. В результате не везде удалось решить поставленные перед сортировочными станциями задачи по сокращению простоя вагонов.

На отдельных дорогах вырос простой транзитного вагона. Наихудшая ситуация – на сортировочных станциях Восточно-Сибирской, Северной и Приволжской дирекций, где данный показатель ухудшен соответственно на 16%, 9,7% и 8,4%.

Не в лучшую сторону повлияли на эксплуатационную работу и недостатки в организации ремонтных работ на инфраструктуре, особенно на Восточном полигоне. Так, на Забайкальской дороге в августе дополнительно было предоставлено три закрытия, не предусмотренных директивным планом-графиком, общей продолжительностью 22 суток, а количество «окон» более 4 часов увеличилось на 39,5%. При этом погрузка с Западно-Сибирской на Дальневосточную к уровню августа 2012 года выросла на 38%, к июлю текущего года на 17%, что привело к значительным затруднениям в пропуске вагонопотока на Восточном полигоне.

Ухудшено и выполнение графика отправления грузовых поездов, которое составило 86,6%, при одновременном повышении почти на 6% уровня выполнения графика проследования грузовых поездов. Среди основных причин снижения графика – увеличение количества отказов технических средств, несвоевременная выдача локомотивов под поезда, передержка «окон».

Определённые проблемы имели место и при организации движения пассажирских поездов, однако в целом оно обеспечивалось примерно на том же уровне, что и в прошлом году.

Нельзя не отметить, что в конце августа на сети ОАО «РЖД» был завершён сезон массовых летних пассажирских перевозок. За это время было назначено 108 дополнительных поездов на 351 рейс, из них в направлении курортов Северного Кавказа и Крыма – 77 поездов на 218 рейсов. Отметим также, что в этом году число пассажиров, которые отправились отдыхать на Черноморское побережье Кавказа, по сравнению с прошлым годом стало меньше на 9%, в то время как в Крым возросло на 3%, до 1 млн 952 тыс. человек.

Всего же в «жаркий» сезон, за май – август, по сети было отправлено почти 406 млн пассажиров, что на 3,9% больше по сравнению с прошлым годом. Однако такой рост целиком и полностью был обеспечен за счёт пригородного сообщения, в то время как в дальнем следовании людской поток поиссяк по сравнению с прошлым годом почти на 5%.

Отдел эксплуатационной работы транспорта


Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28