11 мая 2021 02:01

Прокатиться по Банитис

В Латвии отпраздновали день рождения узкоколейки

Почитателей узкоколейки в России достаточно. Есть фанаты подобных «нестандартных» дорог и за рубежом. К примеру, в Латвии узкоколейную дорогу Gulbenes – Aluksnes banitis помогают обслуживать волонтёры. Трудятся не за деньги, а интереса ради.
Слово «Банитис», которым здесь называют узкоколейку, точного перевода на русский язык не имеет. Однако известно, что происходит слово от немецкого Bahn – скоростная магистраль, автострада.

В нынешнем году в Латвии празднуют 110 лет со дня создания своей узкоколейки.

В годы своего расцвета дорога имела протяжённость 210 км и перевозила как грузы, так и пассажиров. Значительную часть перевозок составляли грузы Министерства обороны СССР. К моменту распада Союза протяжённость дороги уже составляла нынешние 33 км. За время своего существования дорога несколько раз закрывалась, но вновь возобновляла работу.

Сейчас Гулбене – Алуксне – единственная в странах Балтии узкоколейка (750 мм), осуществляющая регулярные круглогодичные перевозки. Дорога имеет два перегона. Путевое хозяйство принадлежит Латвийской железной дороге. Рельсы Р-28 конца XIX – начала XX века. Блокировка отсутствует, сигналы тоже. Связь между машинистами и дежурными по станции – по мобильному телефону.

В парке дороги шесть тепловозов, два из которых требуют капитального ремонта, реставрируемый паровоз, пять пассажирских и три грузовых вагона. Приборы безопасности ЭПК-150 и скоростемеры 3СЛ-2М. Правда, работают они не совсем корректно. Поэтому в кабине тепловоза таблица, помогающая перевести показываемую скорость в фактическую. Так, разрешённой скорости 35 км/ч соответствует показание скоростемера 59,15 км/ч.

Поезд ведёт один машинист. Состав из пяти вагонов тащат два тепловоза – в голове и в хвосте поезда. Небольшие подъёмы на пути можно преодолеть и одним тепловозом, но руководство магистрали не хочет заставлять технику работать на износ. Работают на Банитис 30 человек.

Здесь чувствуется присутствие хозяина, владельца. Подвижной состав и здания депо, имеющие статус памятников, находятся в частной собственности. Поражают порядок и качество. Причём порядок в первую очередь в головах.

Машинист Гвидо Вицупс, закуривая сигарету после отправления поезда, достаёт баночку-пепельницу. Весь пепел и окурок – туда. Прочтя немой вопрос в моих глазах, Гвидо поясняет, что от выброшенного в окно локомотива окурка может загореться трава на перегоне и дороге потом придётся выплачивать штрафы. Он, как работник дороги, допустить такого не может.
«Гордишься тем, что ты машинист?» – задаю вопрос бывшему коллеге по контроллеру.
«Да, конечно, – отвечает Гвидо. – Это престиж, достойная зарплата, отличные условия. Нам выдали футболки с информацией о Банитис, и мы всё лето носили их, причём в нерабочее время. И носили с гордостью».

Средняя зарплата на «большой» дороге в Латвии – около 1000 евро, на Банитис – около 700. Примерно столько же получают и на «гражданских» предприятиях Гулбене.

Порядок на Банитис во всём. В депо на канаве стоит капитально ремонтируемый тепловоз ТУ-6. Завершены работы по силовому агрегату, механике, электрике. Кузов отчищен до металла.

Сам металл отшлифован и приготовлен под грунтовку. Конечный результат можно увидеть на реставрируемом паровозе 1951 года выпуска – в России не все автомобили красят с таким качеством.

За время поездки машинист Гвидо Вицупс три или четыре раза во время стоянок проверял нагрев букс. Причём не тыльной стороной ладони, как это часто делают его коллеги, а с помощью точного прибора.

Начальник дороги Алдис Крейслерс поделился планами Банитис на обозримое будущее. Среди них оборудование открытого пассажирского вагона для обслуживания туристов. Также планируется «вцепить» в пассажирский состав и грузовой вагон для перевозки велосипедов.

После завершения реконструкции паровоза Алдис хочет ввести в расписание хотя бы один регулярный рейс в неделю на паровой тяге.
«Это привлечёт туристов, – поясняет он, – а значит, и дополнительные доходы. На сегодняшний день около 95% расходов Банитис дотирует государство».

На Банитис широко используется труд волонтёров. Они настоящие фанаты узкоколейки. Не настаивают на оплате своего труда, для них прикоснуться к дороге изнутри, поучаствовать в восстановлении техники – уже счастье. Дорога, в свою очередь, оплачивает им расходы на автобусы, которыми они приезжают в Гулбене.

В планах дороги построить ещё одну станцию с возможностью заправки паровоза водой на остановочном пункте Папарде, но это зависит уже от воли чиновников.

Кстати, о чиновниках. Когда в очередной раз дорогу собирались закрывать из-за высокой себестоимости перевозки одного пассажира (5 лат, или около 300 руб., тот же маршрут на автобусе стоит в 10 раз дешевле), жители населённых пунктов, связываемых узкоколейкой, обратились к властям с просьбой этого не делать. И были услышаны.

Жители всегда готовятся и ждут день рождения узкоколейки. Многие пришли в национальных костюмах. Празднику рады и дети, и старики. Для всех были приготовлены развлечения.

На конечных станциях маршрута, а также на промежуточном остановочном пункте Стамериене развернулись ярмарки. Тут были и изделия ремесленников, и домашний хлеб, и копчёная рыба – всего не перечесть.

Те, кто попадает на праздник Банитис, стремятся приезжать сюда каждый год – настолько сильные впечатления он оставляет.

Сергей Вершинин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30