07 марта 2021 17:48

Натюрморт со стаканом

В сентябре исполняется 70 лет, как был запущен в массовое производство гранёный стакан – своеобразный символ советской эпохи. Но эпоха ушла, а символ вот он: в каждом поезде, облагороженный подстаканником, в студенческих, и не только, столовых.
История происхождения гранёного стакана крайне запутанная, и легенд в ней больше, чем достоверных фактов. По одной из них, первый гранёный стакан был преподнесён Петру I владимирским стеклодувом. Изобретение царю понравилось, он посчитал, что на качающейся палубе такой стакан будет держать удобнее.

По другой версии, стакан разработала в 1943 году скульптор Вера Мухина, автор монумента «Рабочий и колхозница». И в том же году стакан был запущен в массовое производство на одном из заводов Гусь-Хрустального для нужд фронта и тыла.

Но если производство стакана – факт, то документальных свидетельств, подтверждающих авторство Мухиной, нет. Прояснить ситуацию нам помогли в Гусь-Хрустальном, где есть Музей хрусталя, в котором представлена история развития стекольного ремесла в округе.
– Насчёт Петра I у нас сведений нет, – говорит хранитель фондов музея Алла Чуканова. – А вот при Павле I гранённый вручную стакан уже существовал. В соответствии с разработанной им для армии «Доктриной порядочной жизни», таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам.

По словам Аллы Витальевны, первые гранёные стаканы машинного производства – прообраз современных – пробовали выпускать ещё в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Они выходили неказистыми, и эту затею оставили. Не исключено, что именно уршельский стакан изобразил в своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин (на фото).
– У нас часто спрашивают, сколько граней у «правильного» гранёного стакана? – продолжает Алла Чуканова. – В музее есть стаканы по 8, 12 и даже по 16 граней.

А в музее Гусевского опытного завода есть стакан с 20 гранями, они мелкие, но чёткие, аккуратные. Сделан он тоже в Уршеле. Местные старожилы помнят, как в войну, когда тут начали массово производить гранёные стаканы, их даже возили в Москву и обменивали на хлеб, соль, мыло… Особенным спросом пользовались сталинские стограммовые стаканчики.

После войны спрос на гранёные стаканы вырос ещё больше, и их запустили в производство на других гусевских заводах. Из этих семикопеечных стаканов пил весь Советский Союз, они были в тюрьмах и детсадах, больницах и поездах, в академгородках и бытовках шахтёров. В 1972 году в Уршеле запустили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Но их никто не брал, это был настоящий покупательский бунт. Тогда автомат перекроили на привычный народу стандарт – 200 граммов. До ободка туда входило ровно 167 граммов – треть пол-литровой бутылки. Отсюда, видимо, и появилась у нас такая общественная акция – сообразить на троих.

С появлением пластиковой посуды эра гранёного стакана, кажется, должна бы закончиться. Но он оказался живуч, ведь благодаря граням не разбивается, падая на пол. И поэтому звенит, родимый, в подстаканниках в поездах, служит бабушкам, продающим ягоды и семечки, хозяйки отмеряют им количество муки для пирогов... «Сейчас на гусевских производствах в основном делают посуду для ИКЕА, но заказы на гранёные стаканы по-прежнему поступают», – говорят в музее.

Людмила Петрова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31