28 февраля 2021 15:38

Осенний парад

Самым ярким зрелищем на EXPO 1520 стала динамическая экспозиция

Уже не первый год Международный железнодорожный салон техники и технологий EXPO 1520 приглашает посетителей на динамическую экспозицию подвижного состава. Что означает эта фраза? Смысл вроде бы понятен: экспозиция, которая движется, в отличие от той, которая стоит. Мероприятие очень зрелищное, и оно стало доброй традицией на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке.
Ещё в советские времена здесь обязательно готовили к международным выставкам ретролокомотивы. Сначала их перегоняли в подмосковную Щербинку издалека, а потом и на самом Кольце была сделана попытка собрать и отремонтировать старую технику. Сейчас железнодорожную технику уже не надо собирать «с бору по сосенке», основную часть экспозиции выставляет ООО «ЖД Ретро-Сервис». Эта компания выполняет все работы по текущему содержанию старинного подвижного состава. Ремонт локомотивов вначале выполнялся в депо Рославль, а с 2011 года для ремонта паровозов задействовано депо Подмосковная.

Нынешнее мероприятие на Кольце из-за его масштаба правильнее всего назвать парадом. Это действительно был парад техники нескольких эпох - от самых ранних, чудом сохранившихся паровозов до последних достижений нашего локомотивостроения. В этом году на Кольце был представлен беспримерный ряд из семи «горячих» паровозов, демонстрировался также забытый всеми тепловоз-легенда ТЭ3, архаичный ВЛ22 и глазастый, как стрекоза, электровоз ЧС4. Когда красавцы паровозы шли мимо гостевых трибун выставки, захотелось хоть немного узнать о людях, которые ими управляют. Кто сейчас выполняет необычную для нашего времени работу?

В этом году впервые перед зрителями предстал паровоз П36-0120. Поднимемся по крутой лесенке в его будку. Будка? Да, так они раньше назывались на всех паровозах. Но в данном случае это всё-таки уже кабина машиниста, даже бронзовая арматура котла выглядит вполне современно. Хозяйничает здесь машинист Василий Рясков, паровозный машинист божьей милостью, иначе и не скажешь. Есть у него, конечно, и права управления электровозом, полученные в дорожной технической школе вместе с «корочкой» на паровоз, но за крылом электровоза он не сидел ни года, вся его трудовая жизнь прошла на паровозах. И она прожита в такт дыханию любимых машин.

Родом Василий из Орла, звуки паровоза ему знакомы с детства. Мальчишкой он уезжал на каникулы к деду, который водил паровоз ещё в кителе военного железнодорожника и, как запомнилось внуку, в чине «капитана тяги». Были когда-то такие звания у машинистов. А тётя Василия была стрелочницей. И тоже незабываемо: вечерний закат над станцией, телефонный звонок дежурного, и тётя разрешает мальчику перевести рычаг семафора. Как струны натянуты длинные проволоки-тяги, и вот уже далеко, на фоне ещё светлого неба качнулось и поднялось крыло семафора: путь поезду открыт!

С такой памятью дорога одна – в машинисты, что и случилось. В 1987 году Василий Рясков пришёл в депо Орёл, где ещё служили паровозы Эм, Эр, и опыт перенимал у работавших на них машинистов-фронтовиков, у «дедов», как ласково их называет. На электровозы Василий даже не рвался, первой его машиной стала знаменитая «Лебедянка», паровоз Л-2344, он до сих пор живой и на ходу. Незаметно поездная работа перешла в службу в ретродвижении, с 2006 года он – машинист в дальних командировках с разными паровозами. Потихоньку зрела мечта поработать на самом роскошном и современном из всех паровозов – пассажирском П36.

И вот мы сидим в его будке, и я спрашиваю: «Ну как, рад? Осуществилась мечта?» На что получаю ответ настоящего механика, технаря. «Да, – говорит Василий, – осуществилась процентов на 30. Машина недавно из ремонта, не все механизмы ещё работают надёжно, стокер – механический кочегар – ещё не включали, обходимся лопатами. Ну и движение на Выставочном кольце – 15 км/ч мимо трибун, а дальше по кольцу не более 60, а что это для машины, у которой конструкционная скорость 125 км/ч!» Где уж тут распробовать. Этой машине ещё надо побегать.

Так подошли мы и к истории появления на Кольце паровоза П36. Впервые этот последний серийный паровоз Коломенского завода демонстрировался на салоне EXPO 1520 в 2011 году и произвёл на всех неизгладимое впечатление. Говорят, была даже мысль специальным приказом оставить паровоз на Московской дороге, но не стали обижать ветеранов Южно-Уральской магистрали – паровоз им вернули. Нашли другой – П36-0120 давно стоял на постаменте, как памятник, в депо Ильича неподалёку от Белорусского вокзала столицы. Когда-то он немного поработал в Белоруссии, но не успел износиться. Мощный, красивый, он словно сам просился с постамента в дорогу.

Но чтобы извлечь его из бетонного тупика, понадобилось развернуть два огромных железнодорожных крана, да так, чтобы не нарушить движение пассажирских поездов. Краны переставили паровоз на действующий путь. После долгой стоянки локомотив отправили на ремонт в депо Тихорецкая, откуда Василий Рясков и пригнал его буквально за неделю до выставки. Теперь мы регулярно сможем любоваться огромными красными колёсами и стремительным силуэтом 130-тонного пассажирского исполина.

Но кто будет дальше работать на этих паровозах? В будку П36 поднялись двое ребят, они принесли упаковки обеденного пайка, которые развозили по Кольцу для участников экспозиции. Это помощники машиниста Константин Чугункин и Александр Колабин. Василий о них сказал так: «Я с ними по-хорошему чувствую себя наставником, передаю то, что знаю и умею. Хотя ребята и сами паровоз знают «от» и «до». И заставлять работать их не надо, они пришли сюда зная, чего хотят».

О Косте Чугункине вообще отзываются как о фанате паровозов - они у него везде - в фотоаппарате, в компьютере, в телефоне. Знакомы парни и со старыми традициями паровозников. Так, знаменитую «яичницу на лопате» уже готовили и распробовали. Константин привычным движением показывает, как промокнуть лопату ветошью, потом - на сколько погрузить лопату в топку, чтобы «распустить» на ней сало и обжарить хлебцы, а затем уже залить блюдо желтками. Даже послушаешь его - слюнки текут. Что ни говорите, но именно в работе с живой, сопящей, как большой добрый бегемот, машиной всегда бывают минуты такого душевного тепла.

Тридцать три года рабочего стажа имеет машинист Василий Рясков, а на прощание сказал: «Я хочу и буду работать дальше!» В наше время это редкие, золотые слова.

А на параде локомотивы прошлого сменяют современные машины. Удивительно, но за короткое время (меньше часа) перед нами прошли все эпохи отечественного локомотивостроения, история, которой можно гордиться.

И вот уже дают сигнал отправления, и по Кольцу идёт техника нового поколения. Электровоз переменного тока 2ЭС5К «Ермак» построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе, конструкторы особое внимание уделили комфорту локомотивной бригады, оборудовав для этого кабину всем необходимым вплоть до кондиционера. Кстати, сама кабина впервые изготовлена из стеклопластика с несущим стальным каркасом, своего рода поясом безопасности для защиты локомотивной бригады. А 2ЭС10, построенный на предприятии «Уральские локомотивы» совместно с компанией Siemens, не зря назвали «Гранитом». Это один из самых мощных в России и Европе грузовых двухсекционных магистральных электровозов постоянного тока с асинхронным двигателем. Его сменяет двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20, созданный Трансмашхолдингом совместно с французской компанией Alstom. Это головной проект семейства российских электровозов нового поколения.

После того, как мимо «прошелестел» маневровый тепловоз-гибрид Группы компаний «Синара» (в нём более 20 технических новинок), свист газотурбовоза ГТ1 сразу ставит всё по местам, давая понять, кто тут мощнее всех. Не зря он занесён в «Российскую книгу рекордов Гиннесса»!

Посмотрев уникальную экспозицию, мы увидели не только историю, но и сегодняшний день железных дорог - его определяет новая, всё более совершенная техника. Железнодорожный светофор даёт зелёный техническому прогрессу.

Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»
Щербинка
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28