03 марта 2021 01:42

Проверка на ходу

Учёные разработали мобильный комплекс диагностики состояния контактной сети электрифицированных железных дорог

Контроль параметров работы проводов и опор контактной сети необходим для обеспечения безопасности движения на магистралях.
Проблема в том, что вести его приходится на действующих линиях, по которым регулярно следуют поезда. К тому же измерения, выполняемые сейчас в основном вручную, неэффективны. Они затратны, поскольку требуют неоднократного обхода контролируемых участков, и дают недостаточно точные результаты.

Решение нашли специалисты научного центра «Мобильные системы диагностики» из Санкт-Петербурга, создавшие мобильный комплекс мониторинга состояния контактной сети. Как рассказал генеральный директор центра Юрий Федоришин, в его состав входит лазерная быстродействующая система диагностики контактного провода «Износ». Она предназначена для измерения профиля и площади изношенной части сечения провода.

Одновременно определяются различные дефекты подвески (перевороты провода, наклон зажимов и т.д.). Суть работы прибора заключается в подсветке провода лазером и приёме отражённого сигнала телевизионными камерами. После обработки полученных данных компьютер восстанавливает на экране сечение провода и отображает его 3D-модель.

Недавно началось серийное производство данной системы диагностики, которую можно применять в составе вагонов-лабораторий, а также в системах контроля параметров контактной сети, устанавливаемых на автомотрисах. Все измерения проводятся при скорости движения вагона-измерителя до 72 км/ч с погрешностью не более 3 кв. мм. Преимущество новшества в том, что оно может работать при температурах от -10 до +40 градусов в любое время суток.

Также сотрудники центра создали портативное устройство для измерения параметров контактной сети, весящее около 5 кг. Прибор, получивший название «Телекс-2», предназначен для определения высоты подвеса провода над уровнем головок рельсов и его смещения относительно оси токоприёмника локомотива. Рабочие могут выполнять все операции в процессе пешего обхода участков пути. Это позволяет вести мониторинг даже на линиях, где не ездят вагоны-лаборатории, например на боковых путях станций.

Полученные данные отображаются на жидкокристаллическом индикаторе устройства. Причём на одно комплексное измерение требуется не более 5 секунд. По словам Юрия Федоришина, применение такой техники позволяет повысить оперативность мониторинга объектов инфраструктуры.

А для диагностики состояния компенсирующих устройств и заземления опор контактной сети учёные разработали комплекс видеоконтроля. Входящие в него камеры располагаются на бортах вагона-лаборатории в двух направлениях. Это обеспечивает тщательный осмотр арматуры при проезде участков даже на скоростях до 160 км/ч.

Съёмка ведётся не более чем через один метр пути. Видеокамеры системы контроля состояния заземляющих устройств можно располагать под кузовом вагона поезда, движущегося со скоростью до 350 км/ч. Вся информация записывается на магнитные и электронные носители ЭВМ, а также отображается на экранах мониторов.

Помимо указанных приборов в состав системы мониторинга контактной сети входит и другое оборудование. В общей сложности диагностический комплекс, предназначенный для размещения в вагоне-лаборатории, состоит из 30 различных подсистем, контролирующих свыше 50 параметров контактной сети.

По мнению Юрия Федоришина, внедрение данной разработки повысит качество оперативного контроля состояния объектов инфраструктуры. Это особенно важно в условиях, когда увеличивающаяся нагрузка на железнодорожные линии при растущей скорости движения поездов постоянно ужесточает требования к контактной сети.

Андрей Стрельцов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31