06 марта 2021 10:46

Музей для своих

Драгоценные экспонаты погибают от сырости, в то время как старый вокзал пустует

Рядом со зданием нового вокзала в Барнауле стоит старый вокзал, который был построен в 1914 году.
Он пережил революцию. Отсюда уходили на фронт жители Алтая в Великую Отечественную войну – защищать Ленинград и Москву. Потом сюда поехали целинники со всей страны – и он уже не смог вместить огромный пассажиропоток, поэтому построили новое здание.

Но старый вокзал и сегодня красив. Он долгое время использовался как служебное помещение РЖД, а когда потребовалась реконструкция, был «отправлен на покой». Он и сегодня украшает привокзальную площадь.

Между тем, в старом вокзале вполне мог бы разместиться музей истории Алтайской железной дороги. Как это сделали, например, в Екатеринбурге.

Хранитель музея почётный железнодорожник Александр Иосифович Попов давно об этом мечтает. Семь лет он ведёт настойчивую переписку с власть имущими, чтобы спасти экспонаты, находящиеся в аварийном помещении, и перенести их в старый вокзал.

Самым впечатляющим экспонатом в музее стали для меня не рельсы Демидовского завода 1875 года выпуска. И даже – пусть простит меня Александр Иосифович! – не купленные им за свои деньги облигации Алтайской железной дороги, напечатанные ещё при царе Николае. Самой удивительной вещью стала папка, в которой Попов собрал всю переписку по поводу спасения своего музея. Какая же она толстая!

Видел бы кто, как на экспонаты, упакованные в коробки, капает с потолка вода, а на полу вокруг них собираются затейливые лужи. Казалось бы – вот погибающий музей, а вот, в пятистах метрах от него, пустующий вокзал, который сам по себе тоже музейный экспонат, олицетворяющий историю Алтайской железной дороги. Но городским властям это почему-то не приходит в голову.

Музей, когда ещё функционировал, принимал до двух с половиной тысяч посетителей только за одну «ночь музеев». Хотя о нём мало кто знает, он ведь находится на задворках депо.

А если бы все богатства, что накопил он, – копии первого демидовского паровоза, фотографии первых машинистов, все бумаги, макеты, муляжи, фонари времён написания Пушкиным «Станционного смотрителя» и прочую ветхозаветную историю чугунки – разместили в старом вокзале, туда бы пошли все.

И это было бы хорошим подарком к столетию старого вокзала. Но увы... Итогом многолетней переписки стало решение переселить музей в центр реабилитации поездных бригад. Попов рад и этому! Правда, в том здании ещё нет внутренней отделки. Да и неясно, какая от этого будет польза. Ну зайдёт в музей машинист, посмотрит на фотографии своего отца и деда, любовно проведёт рукой по макету черепановского паровоза. Или заглянут туда школьники, студенты. Это будет музей «для своих». А горожане и гости Алтая будут слоняться в ожидании своего поезда по привокзальной площади, не зная, как убить время.

Самое обидное, если старый вокзал не доживёт до своего 100-летия. Могут ведь и снести за ненадобностью. Мы лишимся памятника архитектуры начала прошлого века. И защитить его некому – кроме хранителя музея и автора этих строк.

Веста Боровикова
Барнаул

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31