24 февраля 2021 23:13

За деньги не купишь

«В тайгу мы ехали испытать себя», – говорит легендарный строитель магистрали Александр Бондарь

В следующем году будет отмечаться знаменательная дата – 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В 1974 году прямо из Кремлёвского дворца съездов на Дальний Восток отправился первый отряд молодых строителей БАМа, в составе которого был и Александр Бондарь – будущий знаменитый бригадир комсомольско-молодёжной бригады монтёров пути, Герой Социалистического Труда.
С тех пор прошла целая жизнь: после БАМа он начинал прокладывать рельсовый путь на Эльгу, потом вёл к финишу железную дорогу Беркакит – Томмот – Якутск. Сегодня он – гость нашей редакции.

– Саша, думал ли ты, когда укладывал «золотое» звено БАМа, что дорогу ждёт такая крутая судьба: её объявят вначале ненужной, а потом заговорят о том, что без неё невозможно дальнейшее развитие целого региона?
– Нет. Я вспоминаю Кремлёвский дворец и XVII съезд комсомола – какими глазами на наш отряд смотрели делегаты, им тоже хотелось встать вместе с нами в строй. Помню, как провожали нас на Ярославском вокзале столицы и как ехали через всю страну с митингами на крупных станциях. Всё было пронизано патриотизмом. Мы были убеждены, что нам доверили очень важное и нужное дело – строить дорогу для страны. На станциях нас встречали незнакомые люди – обнимали, пожимали руки и восклицали: «Какие же вы молодцы! Бросили города, тёплые квартиры и едете в таёжную глушь… Вы – герои!» Нам дали такой аванс, который, я считаю, и по сей день мы не отработали.
Десять лет страна просыпалась с позывными радиостанции «Маяк»: «Передаём привет с БАМа! Сегодня укладка рельсов идёт на таком-то километре…» И в кошмарном сне не могло присниться, что построенную нами магистраль назовут вдруг «дорогой в никуда». Ещё недавно о нас писали, восхищаясь тем, как мы живём на бронепоезде и после тяжёлых смен на укладке пути ещё и репетируем спектакли в народном театре. А тут вдруг начали хаять – и дорогу, и нас вместе с нею. В 1989 году я приехал в командировку в Смоленск, и на встрече одна девочка спросила: «А вы с той дороги, которая никому не нужна?» Я ей ответил: взгляни – за спиной у тебя карта страны, видишь, какой паутиной дорог опутана европейская часть? А за Урал тянется только тоненькая ниточка Транссиба. Одна-единственная ниточка! Севернее Байкала появилась ещё одна – БАМ, но на север от него два лаптя по карте – никаких дорог! Вот и думай своей головкой: нужен ли БАМ?

– Что для тебя лично значат эти 40 лет?
– Это большая часть моей жизни. Она отдана двум стройкам: Байкало-Амурской магистрали и дороге, ведущей от неё на север, к Якутску. Сорок лет вместили в себя многое: это и моя семья, дети, внуки, масса друзей и чувство локтя, которое всегда ощущаешь. Вот скажи: зачем человек лезет в горы? А как ещё проверить себя? Так было и на этой стройке – все рвались на просеку и обижались, если кого-то не брали в десант. Каждый хотел испытать, на что способен. Да ты и сама всё это знаешь – больше двадцати лет ведь была собкором на БАМе. В экстремальных ситуациях быстро понимаешь, кто рядом с тобой. Например, на войне. Мы тоже жили, как на войне – тесно, бок о бок. Рядом стояли палатки украинцев, эстонцев, армян, и каждая по-своему украшена. И намёка не было на национальный вопрос. Жили дружно и работали дружно. А свадьбы у нас были интернациональные.
Стройка дала нам бесценный опыт человеческих отношений. А сегодня у молодёжи нет такой возможности. Ей негде проверить себя, испытать. Да и набраться профессионального опыта. На БАМе все учились – на курсах, в ПТУ, вузах и техникумах. Помню, как ребята изучали импортную технику и бережно к ней относились. Часть из присланных на стройку «Магирусов», «Катарпиллеров», «Като» и по сей день работает.
БАМ стал для нас большой школой жизни. Поэтому неудивительно, что потом, когда наступили лихие, трудные времена, никто из бамовцев не пропал, их опыт, профессионализм и сегодня ценят.

– Но вот помнят ли в городах и посёлках на трассе о первопроходцах и первостроителях? И как готовятся к юбилею?
– Я побывал недавно в Тынде и в Северобайкальске, встречался с городскими властями. Мне сказали, что Дальневосточная железная дорога уже подключилась к подготовке к юбилею. Глава Амурской области дал распоряжение начать регистрацию тех, кто отработал на стройке первые десять лет – с 1974 по 1984 год. Это ведь было самое трудное время, самое начало, когда и дорог-то не было – одни зимники, и по ним шли в тайгу первые десанты.
А в Северобайкальске ничего ещё не начинали делать. Я уважаю железнодорожников – для них мы и строили дорогу. Думаю, что праздник они организуют. Не забудут и строителей – отметят, но только тех, кто сегодня работает на железной дороге. Обидно будет, если про остальных не вспомнят. Но в мэрии даже не знают, кто сегодня живёт в городе из бойцов нашего первого отряда. Фамилию Огородничук не слышали. А Вячеслав Огородничук – Герой Социалистического Труда. Его уже нет, но осталась в Северобайкальске его вдова Наташа, приехавшая на стройку вместе с нами. Там живут Владимир Снеговой и Геннадий Титов – тоже из первого отряда.
Мы с Иваном Варшавским (знаменитый бригадир, Герой Социалистического Труда. – Ред.) написали обращение к президенту страны и предложили не проводить помпезных мероприятий, лучше пустить поезд через всю страну, посадив в него тех, кто начинал эту стройку. И проехать, делая остановки на тех станциях, где когда-то проводились митинги. Всколыхнуть память, которая ещё теплится. Встретиться с людьми, и пусть молодёжь посмотрит на людей, которые в своё время не побоялись трудностей и оставили добрый след на земле – 3-тысячекилометровую железную дорогу. Чтобы эта молодёжь, когда придёт её час, захотела себя испытать. Иначе, если начнётся новый БАМ, её туда ничем не заманишь. Это можно сделать, только восстановив былую славу Байкало-Амурской магистрали.
Я уверен, время новых строек придёт. На трассе нам попадались колышки изыскателей с датой «1890 год». А в Якутии я держал в руках старый проект железной дороги БАМ – Тында – Хандыга 1949 года. Даже во времена послевоенной разрухи в стране думали о строительстве железных дорог. А нам-то сейчас сам бог велел.

– Ты, правда, веришь, что люди придут на вокзалы, чтобы встретиться со строителями БАМа?
– Верю. Двенадцать лет назад по Центральному телевидению показали передачу «Как это было», на которую пригласили бамовцев – бывшего начальника нашей стройки Ефима Басина, моих товарищей по отряду Леонида Казакова, Славу Аксенова, Татьяну Васину… И я там заявил о том, что начинается строительство новой железной дороги в Якутии. А потом по 20 писем в день получал: «Мы помним вас и хотим приехать!» Жаль, что пару лет спустя эту стройку заморозили, посчитав непрофильным делом для МПС. И те люди, которых я туда позвал, стали безработными. Мне высказывали в лицо: «Мы вам поверили, а вы…»

– Но сегодня у нас в стране плоховато с финансами. Поэтому могут сказать, что отправлять из Москвы в Тынду такой поезд дорого.
– Что значит дорого? Все знают, какова цена кубометра бетона и километра построенной железной дороги. А сколько стоит опыт, энтузиазм, патриотизм? Если положить их на чашу весов и цену этой поездки – что перевесит? Не всё ведь измеряется рублём. Есть вещи, которые ни за какие деньги не купишь.
А для бамовцев, возможно, это последняя возможность проехать по построенной ими дороге, пообщаться и вспомнить былое. Пассажиров много не будет – бойцов осталось немного, да и не все по состоянию здоровья могут поехать.
Что же касается нехватки финансов, то главный кризис у нас в стране – кризис патриотизма.

– Если поезд всё же отправится по БАМу, о чём ты вспомнишь под стук колёс?
– Я много раз уже прокручивал в голове этот день. Недавно ехал на поезде из Тынды в Северобайкальск. И когда подъезжали к Балбухте, где соединились рельсы БАМа, я уже не спал. Вспоминал, с каким энтузиазмом сооружали памятный знак из рельсов и шпал с названиями станций. Первую табличку прибили со словами «Мы пришли к этой стыковке, Толя!» в память о режиссёре нашего народного театра Анатолии Байкове. Кем он для нас был? Наверное, комиссаром. Он столько вложил в каждого из нас, что хватило на всю жизнь.
Я с ностальгией думаю о том, как поезд переедет мост через Лену и начнутся знакомые места, где мы рубили просеку. Потом будет Звёздный и дорога, где каждый метр знаком – три года мы балластировали там путь вслед за бригадой Виктора Лакомова, которая вела укладку. А вечерами 25 молодых мужиков садились за парты с тетрадками, чтобы учить путейский сленг. Мы хотели говорить на профессиональном языке.

– Скажи, какая у тебя заветная мечта или надежда?
– Призыв к молодёжи «Даёшь БАМ!» прозвучал, когда отмечали 20-летие освоения целинных земель. И я таю надежду, что в год 40-летия этой стройки будет объявлено о начале второго БАМа – строительстве вторых путей. И у сегодняшних молодых людей появится возможность тоже стать героями.

Беседовала
Тамара Андреева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28