28 февраля 2021 12:24

Спорные поправки

Операторы призывают регламентировать штрафы за простой

В ОАО «РЖД» поступили предложения Некоммерческого партнёрства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» по поправкам к ключевым законопроектам отрасли. Инициатива вызвала ряд возражений в холдинге.
Дополнения в федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» призваны создать нормативную базу для применения санкций к нарушителям перевозочного процесса, повысить эффективность использования инфраструктуры и решить проблему скопления на ней порожних вагонов.

По словам исполнительного директора партнёрства Дмитрия Королёва, с точки зрения операторов, «плата за простой вагонов на инфраструктуре общего пользования должна взиматься с виновного в простое лица». «Значительная часть случаев простоя возникает из-за перевозчика или владельца инфраструктуры (в том числе в связи с ограниченными пропускными способностями). А простой из-за отправителя (оператора) порожних вагонов возникает только в случае неправильного оформления получателя в перевозочных документах. Взыскание платы за простой должно осуществляться в претензионном порядке», – заявил он.

По мнению операторов, размещение подвижного состава на путях общего пользования на станциях отстоя – это услуга, которая имеет характер публичного договора. И, соответственно, должна осуществляться по утверждённым государством регулируемым ценам. Правила пользования инфраструктурой общего пользования должны утверждаться на государственном уровне, а оплата осуществляться по утверждённым тарифам.

Также в некоторых случаях собственники не хотят платить за простой вагонов в пути следования. Например, когда причина простоя – в нехватке локомотивов, или заняты подъездные пути, или грузоотправитель не осуществил погрузку в оговоренный срок и т.д.
«В этом случае должен составляться акт, который устанавливает виновного в простое, с которого и должна взиматься плата за пользование инфраструктурой», – считают в НП.

В РЖД инициатива операторов железнодорожного подвижного состава вызвала ряд замечаний. По словам первого заместителя начальника департамента тарифной политики перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД» Александра Хатьянова, «согласиться с отдельными предложениями не представляется возможным».
«Одним из условий взимания платы за простой вагонов в пути следования в письме некоммерческого партнёрства предложено считать наличие просрочки доставки грузов. По мнению авторов, в пределах срока доставки грузоотправитель уже оплатил занятие путей общего пользования. Здесь можно отметить, что при задержке и простое вагонов в пути следования, независимо от нарушения сроков доставки, происходит сбой в перевозочном процессе, что приводит к затруднениям в эксплуатационной работе железных дорог и, соответственно, к дополнительным расходам перевозчика для её нормализации», – подчеркнул он.

По словам Александра Хатьянова, предложение операторов осуществлять взыскание платы за простой вагонов в претензионном порядке также представляется необоснованным.
«Это обусловлено тем, что претензионный порядок предусматривает оспаривание каких-либо неправомерных действий и на досудебном этапе урегулирование правовых споров. В данном же случае плата за простой вагонов будет начисляться исходя из норм, установленных в законодательстве (новая редакция статьи 39 Устава) в чётко регламентированных случаях. При этом лица, которым начислена плата за простой вагонов, если, по их мнению, начисление произведено необоснованно, в свою очередь, будут вправе оспорить действия перевозчика в претензионном порядке», – отметил представитель ОАО «РЖД».

Алексей Зотов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28