27 февраля 2021 22:26

Вопрос безопасности

Предлагается создать базу данных пассажирских вагонов

На заседании комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта «пространства 1520» обсудили вопрос о перспективах наполнения базы данных пассажирских вагонов.
Как пояснила «Гудку» руководитель комиссии и первый заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденко, внешняя «оболочка» автоматизированного банка данных вагонов пассажирского парка межгосударственного уровня (АБД ВПП) создана, однако многие администрации её не наполняют. Сейчас данные поступают только от железнодорожных администраций Киргизии, Молдовы, Узбекистана и Украины. К концу этого года должны наполнить банк Россия, Белоруссия и Казахстан. Комиссия также попросила сделать это и Таджикистан.

Решения по обязательному наполнению базы данных со стороны Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества нет, поэтому администрации делают это на добровольной основе. Однако в ОАО «РЖД» полагают, что эта мера повысила бы уровень безопасности на сети, и будут продолжать убеждать в этом остальных участников. Сейчас на «пространстве 1520» эксплуатируется порядка 30 тыс. пассажирских вагонов разных периодов постройки, разных производителей и различных типов. «Если бы в базе были характеристики каждого вагона и его паспорт, то тогда это значительно упростило бы проблему текущего ремонта этого подвижного состава, что положительно сказалось бы на безопасности перевозок», – указывает Надежда Давыденко. Кроме того, это облегчило бы контроль за контрафактными запасными частями. Создание базы таких материалов также обсуждалось на заседании комиссии.

Но пока не все железнодорожные администрации готовы наполнять банк данных, потому что не у всех есть подходящие национальные системы учёта пассажирских вагонов. К примеру, чтобы доделать до нужного уровня АСУ «Экспресс», РЖД пришлось потратить семь млн руб. А во многих странах пассажирский сектор уже выведен в отдельные компании, поэтому руководство железных дорог не считает, что вкладывать в это средства – их прямая обязанность.
«Данная база позволила бы синхронизировать весь имеющийся парк на пространстве бывших республик СССР, – полагает эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок ИПЕМ Лев Рузавин. – Многие администрации включают в международные поезда вагоны постройки ещё советских годов. При этом в странах СНГ появляется современный подвижной состав как иностранного, так и собственного производства, которому также необходим учёт. С помощью унифицированной информатизированной системы каждая администрация смогла бы вести контроль за техническим состоянием и ремонтом подвижного состава».

Сейчас средний износ парка пассажирских вагонов на пространстве 1520 превышает 60%, при этом Эстония, Латвия и Литва за прошедшие годы его полностью обновили, а наиболее старый подвижной состав находится в государствах Средней Азии.

Также на заседании комиссии было рассмотрено и принято к сведению заявление Конструкторско-технологического бюро по системам информатизации (филиала ОАО «РЖД») о возможности учёта в задачах пассажирского комплекса вагонов с двенадцатизначной нумерацией, которые используются в европейских государствах. Эта нумерация обозначает тип вагона, его грузоподъёмность и собственника и отличается от восьмизначной нумерации, которая сейчас применяется на сети. Это упростит процесс обработки перевозочных документов и позволит проследить не только маршрут принимаемых на станциях поездов, но и все операции с ними, включая расформирование, отцепку и другие операции с этими вагонами. Для этого также необходима адаптация информационных систем железных дорог 1520 к новой задаче.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28