24 января 2022 05:39

Законодатели не торопятся

Железнодорожная реформа Франции затягивается

Сроки разделения национального оператора железных дорог Франции SNCF откладываются, поскольку исполнительная и законодательная власть не успела закончить обсуждение проекта. Тем не менее работники компании уже открыто выступают против ряда положений плана реформ.
Напомним, осенью прошлого года правительство Франции предложило масштабную реформу железнодорожной отрасли, в рамках которой транспортная система будет разделена на две части: операторов поездов и собственника путей, также будет создана единая транспортная организация GIU, которая возьмёт на себя финансово-управленческие функции и решение социально-правовых вопросов.

Французская модель устройства железных дорог значительно отличается от других стран. В начале 1997 года во Франции функции содержания инфраструктуры были переданы в ведение вновь созданной государственной организации RFF. Заниматься организационной стороной грузовых и пассажирских перевозок доверили государственному оператору SNCF, причём SNCF обязали платить RFF за пользование инфраструктурой. Часть оплаченных средств затем возвращается SNCF, которое, кроме всего прочего, занимается текущим содержанием всей сети железных дорог Франции. Подобная французская модель противоречит директиве № 91/440 ЕС, созданной, чтобы добиться более открытой конкуренции между железнодорожниками в рамках всего Европейского союза.

На сегодняшний день во Франции один монополист железных дорог – государственная компания SNCF, которая в последние годы понесла серьёзные убытки. Долги компании оцениваются в 32 млрд евро. В числе основных проблем – сильный износ железнодорожных путей, снижение с середины мая 2012 года объёмов перевозок скоростными поездами TGV. В компании введён план по экономии издержек, направленный на то, чтобы сберечь около 150 млн евро в этом году.

Согласно новой реформе SNCF под контролем GIU планируют разделить на три полугосударственные компании – SNCF Group, SNCF Mobility и SNCF Network. Однако пока не совсем ясным остаётся вопрос, как поступить с компанией RFF. Французские чиновники обещали закончить обсуждение реформы к сентябрю 2013 года, однако, по словам министра транспорта Фредерика Кювильера, «из-за большой загруженности парламента все обсуждения были перенесены на первую половину 2014 года».

Железнодорожники Франции уже начали протестовать против грядущей реформы SNCF. В середине июня работники SNCF организовали двухдневную забастовку, на 2/3 парализовав всё железнодорожное сообщение Франции, а 10 сентября вышли на митинг, требуя пересмотреть ещё и пенсионную реформу.

По мнению рабочих, правительство при реализации этих преобразований пытается не столько улучшить условия труда транспортников, сколько соблюсти жёсткие требования представителей ЕС. Глава профсоюза сотрудников SNCF Жильбер Гаррель рассказал, что рабочие опасаются сокращений: «За последние пять лет из SNCF уволились 10 тыс. человек, всего штат компании составляет 150 тыс. работников. По нашим данным, в результате реформы без работы останутся ещё примерно 2 тыс. служащих».

Тем не менее президент SNCF считает, что «без новой реформы французская железнодорожная сеть просто окажется в тупике».

Светлана Кускова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31