24 июня 2021 08:47

Таёжная столица

В Танхое проведена пятая Байкальская международная школа

Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД» стала центром развития таёжного посёлка Танхой, который его жители называют чуть ли не столицей инноваций.
Ян Мельков, директор РОО «Байкальский инновационный центр»
Танхой расположен в тайге между Иркутском и Улан-Удэ, в 5400 км от Москвы. Это берег Байкала. Здесь пролегает Транссиб, а вокруг – величественные белые шапки Хамар-Дабана. Здесь снег лежит до конца апреля, а лето короткое и яркое. Первые изыскатели в этих местах появились 110 лет назад с тем, чтобы основать стратегически важный для России объект – порт. Рядом вырос и посёлок, в новые края устремились предприимчивые дельцы, купцы, лихие люди в поисках лёгких денег и первые переселенцы в поисках новой жизни.

Танхой оправдал ожидания – сыграл в истории освоения Сибири и развития железнодорожного транспорта важную роль и по всем цикличным законам развития давно пережил пик своего расцвета. Но посёлок не умер, а благополучно вышел на новый виток развития. Ныне три градообразующих предприятия дают ему жизнь – железная дорога, Байкальский заповедник и школа-интернат № 21 ОАО «РЖД».

Благодаря многолетнему успешному опыту сотрудничества с Байкальским заповедником, общественными организациями региона и поддержке учредителя – компании ОАО «РЖД» посёлок с каждым годом всё больше становится эпицентром межкультурного, эколого-просветительского и образовательного взаимодействия в регионе. В нём сложилась модель развития поликультурного и экологического образования детей, местных жителей, в работу вовлечены также органы местного самоуправления и бизнес. Пять лет назад маленькая школа замахнулась на большое дело – организовала и принимает в своих стенах Байкальскую международную экологическую школу.

Нам, принимающей команде, было тревожно – приедут ли к нам люди, ведь кто в больших городах знает о нас? Да и первые 30 участников ехали в незнакомую глушь с опасениями, но благодаря «духам» Байкала, нашим амбициозным планам и поддержке руководства компании «РЖД» всё получилось. На следующий год мы встречали уже 60 человек. В 2011 году – 90 участников. География делегаций – Москва, Новый Уренгой, Тамбов, Тюмень, Новосибирск, Горно-Алтайск, Иркутск, Улан-Удэ и районы Бурятии.

Первые три школы были ориентированы на экологическое образование, изучение Байкала. Экспертами и руководителями секций были преподаватели вузов, специалисты некоммерческих организаций, среди которых – преподаватели Бурятского государственного университета, а также специалисты Тахо-Байкал Института, экологических организаций – Большой Байкальской Тропы, Байкальской Экологической Волны и ведущие специалисты научного отдела Байкальского биосферного заповедника.

Четвёртая Байкальская школа проводилась в прошлом году совместно с двумя общественными организациями из России (Улан-Удэ) и Германии (Оснабрюк, Нижняя Саксония). Фокус программы сместился на изучение культурного и биологического разнообразия, сформировав следующие направления работы: экологическое, межкультурное (общение детей России и Германии) и творческое (арт-мастерские). Приехали более 130 человек. Среди них 14 школьников и 4 педагога из Германии. По масштабам нашего посёлка, где всего-то чуть больше тысячи жителей, 130 гостей – это ощутимо, это окно в мир. Наш проект, пусть хотя бы и на 10 дней, внёс свой вклад в социальную жизнь поселения.

И вот недавно завершилась юбилейная, пятая Байкальская школа. Впервые успешно проведена Кругобайкальская экспедиция по двум направлениям – этнографическому и экологическому. За 10 дней школьники, а у нас были делегации 16 школ РЖД, поднялись на плато полуострова Святой Нос, посетили уникальные сакральные и заповедные места Байкала и Бурятии, названия которых и бывалые путешественники произносят с придыханием. Это дворец богини Янжимы в Баргузинской долине, Ушканьи острова с лежбищами нерпы в Чивыркуйском заливе, термальные источники в Змеевой бухте. Всё снято на видео, всё можно посмотреть. Участники двух новых секций – полевое рисование и ландшафтное проектирование – сделали дизайн-проекты обустройства улиц Танхоя, а семь юных художников с помощью преподавателя из Института имени Сурикова нарисовали «Окна Танхоя» – семь разных взглядов на посёлок.

Наша инициатива приобрела широкую поддержку жителей и вызвала интерес у власти и общественных организаций. Образовательная деятельность на базе нашей школы-интерната, опираясь на концепцию развития системы образования ОАО «РЖД» и предоставленные нам возможности, позволила создать «Нашу новую школу».

Опыт реализации программы и сама программа были отмечены наградами на Международных выставках образования УчСИБ. В 2011 году проект «Байкальская международная школа» был отмечен конкурсной комиссией «Инициативы ХХI века» во главе с президентом Российской академии образования Николаем Никандровым Золотой подковой в номинации «Лучший социально-экономический проект года». В 2012 году проект был представлен в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и на Мировом форуме «Диалог цивилизаций» на греческом острове Родосе.

Развиваемая нами система образования способствует диалогу культур и вовлекает учащихся в свои проекты в соответствии с возрастом. Не только на секциях летней школы совершенствуются навыки учащихся, они также закладываются учителями всех предметов на курсах по выбору и факультативных занятиях с междисциплинарным подходом. Организация Байкальской школы вносит вклад в развитие социального партнёрства в местном сообществе.

В завершение хочется поблагодарить всех коллег, стараниями которым проект «Байкальская международная школа» стал реальностью и на протяжении пяти лет подтверждает своё право на жизнь. Компания ОАО «РЖД» помогла создать на маленькой станции, в небольшой школе с окнами на Байкал авторитетную международную образовательную среду, где молодёжь познаёт систему ценностей общества, учится патриотизму и толерантности, а также знакомится с биологическим и культурным разнообразием Байкальского региона. Я знаю концепции о периферийном положении России по отношению к ведущим странам Запада и об ощущении многих в России, что всё то, что не Москва, – периферия. О том, что Россия отстала от Запада, который давно начал модернизационные преобразования, а российская провинция отстала от Москвы, говорится много. Но я не считаю периферией нашу маленькую станцию Танхой и тем более Россию. Я думаю, что региональное развитие всё больше будет менять облик страны, открывать своеобразие далёких мест, станет ощутимым своей привлекательностью.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30