26 февраля 2021 07:27

Игровая форма

Викторина помогла улучшить уровень знания ПТЭ

Результаты викторины ОАО «РЖД» на звание абсолютного чемпиона в личном и командном зачёте по знанию Правил технической эксплуатации железных дорог России (ПТЭ) подтвердили, что повторно она была проведена не зря.
Александр Косарев, заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД»
Впервые викторина была проведена в прошлом году. Это было необходимо сделать в связи с ограниченным сроком ввода в действие новых ПТЭ, утверждённых приказом Минтранса в январе 2010 года. Чтобы проверить их знание у работников массовых профессий, деятельность которых связана с движением поездов, нам отводилось менее трёх месяцев. Безусловно, недостаточное знание основного закона по безопасности движения многократно увеличивает риск возникновения транспортных происшествий. Требовалось придумать нечто неординарное, массовое, что побудило бы их к добровольному изучению новых ПТЭ.

Поэтому департамент безопасности движения организовал и совместно с департаментом управления персоналом и Российской академией путей сообщения провёл викторину. Участникам её финала предлагалось в режиме автоматизированного тестирования ответить на тридцать не самых сложных вопросов, соответствующих их профессиональным обязанностям. Кроме того, решить задачу по выходу из наиболее распространённой нештатной ситуации в условиях ограниченного времени.

Однако большинство ответов нас тогда разочаровало. Стали очевидны серьёзные недостатки в системе организации технического обучения на уровне линейных предприятий, низкое качество повышения квалификации сотрудников на ряде дорог, безразличие в некоторых центральных аппаратах управления компании.

Проанализировав результаты викторины, наш департамент совместно с департаментом управления персоналом разработал меры по корректировке планов обучения и учебных программ. Тогда-то и было решено проводить викторину на знание ПТЭ ежегодно, включив её в перечень официальных мероприятий к Дню железнодорожника.

Если в первой викторине приняли участие более 2,5 тыс. работников ОАО «РЖД», то теперь более 8 тыс. Значит, достигнута главная цель – вовлечь сотрудников в процесс самообразования и понимания нормативных требований по безопасности движения.

Анализ результатов нынешней викторины показал: уровень знания ПТЭ и умения их применять на практике значительно возрос. Например, представители локомотивных бригад в прошлом году правильно ответили в среднем на 69,4% вопросов. Им же понадобилось больше, чем участникам из других служб, времени на выполнение заданий – в среднем 15,1 минуты. Правильного решения при выходе из смоделированной нештатной ситуации не нашли два из трёх лучших машинистов.

Теперь результат стал лучше – почти 97% правильных ответов. Да и победителем стал машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск Северной дороги Сергей Жабутинский.

Но есть в организации викторины и нерешённые проблемы. Задачи по выходу из нештатной ситуации каждая центральная дирекция готовила для своих работников самостоятельно. Вот и получилось, что уровень их сложности для представителей различных профессий оказался разным.

Это не позволяет объективно сравнить степень подготовленности участников. Поэтому при проведении следующей общесетевой викторины наш департамент учтёт предложения её участников по формату проведения и оценке результатов и постарается сделать это мероприятие ещё более востребованным. Предварительные этапы третьей викторины на знание ПТЭ на дорожном уровне пройдут уже следующей весной, а финал проведём за неделю до Дня железнодорожника.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28