15 июня 2021 18:40

Кто в доме хозяин

От условий отдыха зависит работоспособность локомотивщиков

В домах отдыха локомотивных бригад с прошлого года идёт эксперимент по разделению функций. Пока отношение к нему неоднозначное.
Раньше и сейчас

Ещё не так давно на руководителе дома отдыха замыкалось всё управление этим «гостиничным» комплексом. Повара и кухни были своими, продукты закупали самостоятельно, если протекла крыша или лопнула труба – вызывали ремонтников из депо.

Но теперь за состояние объекта, например, стала отвечать региональная Дирекция по эксплуатации зданий и сооружений, за обеспечение питанием локомотивных бригад – ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ЖТК), отдельные функции остались и у локомотивных депо.
«В этом году нам передали бригадные дома в Батайске, Каменске и Морозовске, – рассказывает заместитель начальника Ростовской дистанции гражданских сооружений Андрей Костюхов. – На баланс дистанции перешёл и капитальный ремонт бригадного дома по станции Батайск. Основные функции дистанции в данном случае – организовать работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту. Дирекция тяги таким образом ушла от несвойственных ей функций».

Эффективность реорганизации пока трудно оценить.
«Говорить о сокращении расходов пока рано – с момента передачи к нам на баланс дома отдыха прошло не так много времени», – сообщил Андрей Костюхов.

У заместителя начальника эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-сортировочный Игоря Гинатулина тоже нет ответа на вопрос, когда было лучше: раньше или сейчас.
«Сейчас за столовую отвечает одна структура, здание принадлежит дистанции гражданских сооружений, а обслуживанием комнат отдыха занимается компания «СКА-Сервис», – рассказывает он. – Словом, как несколько лет назад, я не могу своим решением кого-то заселить туда, нужно кого-то просить, писать письма. С другой стороны, после того как от нас ушли комнаты отдыха, мы стали больше заниматься локомотивными бригадами».

По словам главного инженера Куйбышевской дирекции тяги Андрея Капитулы, в результате распределения ответственности за содержание бригадных домов положение хуже не стало. А по многим параметрам ситуация изменилась в лучшую сторону.

По его словам, раньше за работу столовых отвечал заместитель начальника депо по кадрам. Он мог контролировать столовые, но оперативно что-либо изменить ему было сложно. Теперь за питание отвечают подразделения ЖТК. Её специалисты быстро реагируют на предложения машинистов, корректируют меню, добавляют новое в ассортимент. В результате качество обслуживания повысилось.

Дорожная дирекция по эксплуатации зданий и сооружений имеет все необходимые для содержания бригадного дома ресурсы. Учитывают всё до мелочей, вплоть до москитных сеток на окнах летом.
«Мы выстроили систему контроля и оперативного реагирования с дистанцией гражданских сооружений и ЖТК посредством проверок содержания бригадных домов, ассортимента и качества пищи в их столовых», – поясняет Андрей Капитула.
«Во всех депо мы инициировали такую услугу, как предоставление домашних тапочек, а в некоторых и пижам для локомотивщиков. Постарались создать приближенные к домашним условия», – добавляет он.

А вот вопрос организации стирки и глажки постельного белья решён в различных депо по-разному. Где-то эти обязанности переданы по договору сторонним организациям, которые более качественно выполняют свои функции. Другие депо имеют собственные прачечные комплексы и персонал, а их услуги обходятся дешевле.


Некому кран починить

Заведующая домом отдыха локомотивных бригад в Магдагачи Жанна Циунова считает, что после реформы появились новые проблемы.
«К примеру, перегорела лампочка – отдаю заявку в дистанцию, – сетует она. – И неизвестно, когда человек оттуда придёт, потому что объектов у них много, всё в порядке очереди. Теперь три дня сидеть без света?

У нас дом отдыха рассчитан на 78 койко-мест. Наполняемость 100%. И мы не можем закрыть какую-то комнату или ждать, пока кто-то придёт починит, допустим, унитаз или водопровод. Само собой, это отражается на качестве отдыха людей. Представьте, приехала бригада, нервные, уставшие. А я говорю: вы туалетом у себя в комнате не пользуйтесь, ходите на первый этаж. А их комната на третьем».

В домах отдыха с большой наполняемостью неплохо бы, по мнению Жанны Циуновой, ввести должность рабочего по комплексному обслуживанию зданий, который и лампочку заменит, и унитаз починит, и что-то подкрасит.

С ней в целом солидарна и заведующая бригадным домом локомотивного депо Тимашевская Татьяна Солнцева.
«Уже скоро год, как здание обслуживается работниками дистанции гражданских сооружений. Но формально мы, как и прежде, подчиняемся локомотивному депо. У нас изменилось штатное расписание – в дистанцию «ушли» такие технические должности, как сантехник, электрик и другие. Срок от подачи заявки на какой-нибудь ремонт до её реализации в среднем несколько увеличился», – говорит Татьяна Солнцева.

А вот заместитель начальника Приволжской дирекции по кадрам и социальной политике Ольга Морева полагает, что с переходом к аутсорсингу и разделению функций у бригадных домов больших сложностей нет, поскольку начальник дирекции, руководители депо и заведующие домами отдыха постоянно контролируют качество работы компаний-аутсорсеров, в обязанности которых входят стирка постельного белья, химчистка спецодежды, уборка служебных и производственных помещений.
«Из восьми домов Приволжской дороги проблемный лишь один – на станции Верхний Баскунчак, – считает Ольга Морева. – Там из-за расположения нет возможности стирку белья отдать в аутсорсинг. Стирают работники дома отдыха. Были также проблемы с системой парового отопления, но этим летом их устранили. Я часто приезжаю в дома отдыха, остаюсь в них ночевать, обедаю в столовых, чтобы на себе испытать, комфортно ли нашим локомотивным бригадам. Замечание одно – необходимо улучшить ассортимент продуктов».


С кого спросить

Машинист эксплуатационного локомотивного депо Саратов-пассажирский Виталий Бондаренко рассказал о том, что качество обслуживания в бригадных домах на сети совершенно разное, из одних хочется поскорее сбежать, а в других остаться подольше.
«Вот в Саратове и Волгограде очень комфортно, – говорит он. – А на станции Верхний Баскунчак холодно, сыро. Бельё после стирки сушится на перилах. При этом двери на улицу открыты, чтобы быстрее сушилось. Бывает холод такой, что замерзаешь под верблюжьим одеялом. Готовят так, что я лучше уеду голодным. В доме отдыха в Сызрани всё хорошо, но нет столовой. А до ближайшего магазина идти полчаса».

Обеспечение питанием в бригадных домах соответствует договору, заключённому между ЖТК и ОАО «РЖД». Перечень предприятий, которые обслуживаются компанией, утверждён Дирекцией тяги.

Однако качество пищи, меню и стоимость блюд в домах отдыха заметно разнятся. Но при этом, объясняет начальник отдела торговли и общественного питания ростовского филиала ЖТК Олег Башкатов, меню по калорийности, содержанию белков, жиров, углеводов в столовых стандартные, блюда готовят по общей рецептуре.
«Цены конкретного обеда в конкретном бригадном доме колеблются в зависимости от сезонности – овощи, например, стоят по-разному осенью и зимой. В разных городах стоимость продуктов также неодинакова.

Если взять усреднённую цену, то калькуляция среднего обеда с учётом НДС составляет 121 руб., – рассказывает Олег Башкатов. – Эта сумма и предусмотрена в договоре с РЖД. Но это льготное питание, часть затрат возмещает дорога».

В соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД» будет возмещать затраты посредством социальных карт. Остальные категории граждан будут оплачивать обеды по их реальной стоимости. Это необходимо, поскольку на многих станциях бригадные дома находятся в людных местах и обслуживают не только локомотивщиков, но и всех желающих.

Однако социальная карта не панацея от некачественного питания или отсутствия столовой.

В идеале во всех домах отдыха локомотивных бригад должен быть стандартный минимум обязательных услуг и все причастные службы должны стремиться к повышению его качества. Есть же единая система контроля, а значит, есть куда пожаловаться. Вот только не все об этом знают.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30