06 марта 2021 15:11

Игра в успех

Молодёжные лидеры получили возможность заявить о себе

О всероссийском конкурсе на звание лучшего лидера школьного самоуправления объявил Российский союз молодёжи. В таком формате он проводится впервые.
В День знаний лидер лицея № 36 ОАО «РЖД» на станции Иркутск-пассажирский ВСЖД Роман Иргл торжественно получил атрибуты власти: ключ и устав лицейского самоуправления. Теперь помимо обычной ученической нагрузки на его плечах лежит серьёзная общественная работа. «Каждую неделю наши представители самоуправления собираются, чтобы обсудить текущие дела, они помогают администрации в организации мероприятий, – рассказывает руководитель подразделения по организации проектной деятельности лицея Людмила Зенцова. – Лидера выбирают сами ученики, преподаватели не имеют права голоса. Проходит настоящая предвыборная кампания, дебаты и сами выборы».

Сам Роман строго рассуждает о своих обязанностях. «Лидер – это не тот, кто сидит сверху и приказывает, а тот, кто ведёт за собой, выполняя при этом свою работу. Ученическое самоуправление – это мост между администрацией и учениками, когда последние могут высказать свои идеи и быть уверенными, что они будут донесены до руководства. Я учусь в лицее с первого класса, чувствую, что могу помочь, внести что-то новое».

Разговоры о порядке организации школьного самоуправления можно, пожалуй, отнести к вечным. Первое упоминание о такой форме воспитания относится к XVI столетию, однако у нас в стране всерьёз об этом заговорили значительно позже, только к началу XX века. Впоследствии организационная форма видоизменилась, стали возникать производственные бригады, школьные подсобные хозяйства, комсомольские организации.

Сегодняшние органы ученического самоуправления приобрели иной формат. Однако далеко не каждое учебное заведение может похвастать их наличием. «Сейчас школьное самоуправление совершенно не развито, – считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Я хорошо помню, как раньше оно было организовано, сам дважды был директором школы в дни самоуправления. Это прививает ответственность, позволяет ребятам почувствовать себя участником системы образования. Таким образом, намного легче доводить информацию до учеников и их родителей, кроме того, это ещё и элемент стимулирования. К сожалению, сейчас общество потеряло эту связующую нить».

Руководитель программы «Ученическое самоуправление» Российского союза молодёжи Александра Снидко подтверждает: в каждом регионе и в каждом учебном заведении эта система организована по-разному. Наиболее удачным примером служит, по её словам, Ставропольский край, где на общем форуме все президенты органов ученического самоуправления ведут переговоры с чиновниками и сообща решают актуальные вопросы. «Право учащихся на управление образовательным процессом зафиксировано законом, однако не все знают об этом, – уточняет Александра Снидко. – С помощью конкурса мы хотим привлечь внимание педагогов и госструктур к этому вопросу. Важно, чтобы администрация понимала, что опыт самоуправления закладывает много различных качеств, которые необходимы современному молодому человеку, особенно старшекласснику: умение организовать себя и других, планировать, вести переговоры, ответственность, исполнительность».

Теперь у школьников есть шанс доказать, что они умеют принимать участие в жизни своего учебного заведения. До 30 сентября учащиеся 8–10-х классов могут отправить заявки на конкурс. «На мой взгляд, в каждой школе должен быть орган самоуправления: с одной стороны, это воспитательный процесс, с другой – игра, но уже во взрослую жизнь», – говорит Роман Иргл.

Светлана Коваль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31