11 мая 2021 01:26

Километры цифр

Без информации сегодня невозможно управлять перевозками

Для отраслевой статистики нынешний год юбилейный. Дата отмечается немаленькая – 140 лет!
В 1873 году министр путей сообщения Алексей Павлович Бобринский отправился к императору Александру II с прошением разрешить создать в МПС единый статистический отдел для учёта железнодорожных показателей. И государь поддержал его предложение. Отдел был создан в том же году, с этой даты и ведёт отсчёт история отраслевой статистики.

В прошлом году российские железные дороги отметили 175-летие. Однако неверно будет думать, что первые 36 лет своего существования стальные магистрали обходились без учёта. Это были годы развития, когда оценивалась эффективность нового для страны вида транспорта. И конечно же, информация о нём собиралась. Однако централизованного органа для сбора данных ещё не было. Не существовало и чёткой инструкции, какие именно показатели нужно фиксировать.

Так, например, на Царскосельской дороге учитывались только пассажирские перевозки. Это и понятно: она предназначалась в основном для увеселительных прогулок, и данные о том, сколько человек уже ею воспользовались, служили хорошей рекламой. А на Николаевской железной дороге для анализа впервые стали применять метод косой таблицы. Она показывала не только количество пассажиров, но и распределение их по направлениям и участкам магистрали.

С развитием сети железных дорог статистика всё больше требовалась уже не для отчёта о перевезённых грузах и пассажирах, а для планирования и управления перевозками. В 1853 году заработал Статистический комитет Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Отчёты «о количестве разных грузов и товаров и жизненных продуктов» стали печататься ежемесячно и содержали данные по 62 категориям товаров. Тот же комитет подсчитывал, сколько грузов перевезли водным путём и по шоссейным дорогам. Но только в 1860 году были введены форма и сроки предоставления ежемесячной отчётности.

Чтобы со статистическими данными можно было оперативно работать, они должны аккумулироваться в одном месте. А сведения о работе железной дороги собирало не только Управление путей сообщения и публичных зданий, но и министерства финансов и внутренних дел. Всё больше назревала необходимость создать единое хранилище. И только в конце XIX века в МПС был создан статистический отдел. Он-то и стал централизованным органом железнодорожной статистики.

За 140 лет был пройден огромный путь в сборе информации: от ручных записей до полностью компьютеризированного процесса. В 50-х годах минувшего века начали применяться ЭВМ. Поначалу это были громоздкие машины, данные в которые вводились вручную. Но и такая техника давала большие преимущества. Например, график движения поездов на участке с 30 станциями машина создавала за 20 минут, а в ручном режиме потребовалось бы 10 человеко-дней. А сегодня одна только автоматизированная система управления вагонными парками ДИСПАРК в сутки обрабатывает около 1 млн сообщений. Статистические отчёты за сутки, неделю, месяц на столах у каждого руководителя железнодорожных служб. Впрочем, доступ к этой информации благодаря современным IT-технологиям всегда есть у них и в реальном времени.

Наследником статистического отдела МПС в сегодняшней системе ОАО «РЖД» стало Управление анализа и статистики. Как доказательство преемственности там хранятся статистические ежегодники с 1890 года. Чего только не возили поездами в те времена! На страницах, которым уже больше 100 лет, перечисляется: сено, фрукты сушёные, аптекарские товары, хлопок, вата, лён, пенька, книжный товар, птицы живые, плоды, ягоды свежие, яйца, горчица сухая, вода простая и лёд, грибы, хворост, чурки, бараны, игрушки, камыш и тростник…

В честь юбилея компания выпустила подарочное издание статистических сборников разных лет.

Юбилейные торжества пройдут в середине сентября в Петербурге. Там состоится научно-практическая конференция, посвящённая истории и современной статистической науке. Будут проведены и финалы сетевых конкурсов на звание «Лучший оператор Центра оперативно-технического учёта работы тягового подвижного состава железных дорог ОАО «РЖД», а также аналитических экономико-статистических работ.
– В последние годы мы проделали большую работу, – рассказывает начальник Управления анализа и статистики ОАО «РЖД» Сергей Филипченко. – Введена система электронной переписи грузовых вагонов, которая позволила полностью отказаться от натурной с выходом работников на железнодорожные пути, полностью автоматизирован учёт выполнения графика движения поездов, на стадии внедрения находится новая система учёта тягового подвижного состава на базе единой системы пономерного учёта локомотивов (ЕС ПУЛ). В 2014 году запланировано проведение первой натурной переписи локомотивов на инфраструктуре РЖД. Управление ведёт работу с железнодорожными администрациями стран СНГ, Европы и Азии по переходу на единую методологию статистического учёта, популяризируя свой опыт в рамках постоянно действующей комиссии Совета по железнодорожному транспорту и рабочей группы комиссии ОСЖД по транспортной политике и стратегии развития.

Будущее за информационными технологиями. Нужна система, которая, обладая всей полнотой статистических данных и анализируя их, выявит любые неявные связи. Обладая такой системой, можно найти оптимальное решение любой производственной задачи.

Роль статистики в работе отрасли трудно переоценить. Без полной актуальной информации сегодня невозможны ни оперативная работа, ни анализ выполненной и планирование предстоящей. И, как говорил герой «Служебного романа», если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем.

Наталья Цыплева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30