25 июня 2021 12:39

«Рубашка» для вагона

Учёные нашли способы снизить сверхнормативный простой подвижного состава

Выгрузка смёрзшейся руды, флюсов, свинцовых концентратов и другой продукции из вагонов сильно осложняет работу предприятий промышленного транспорта.
Для быстрой разгрузки руды важно обеспечить её сыпучесть
Подвижной состав приходится подолгу отогревать в тепляках, что замедляет процесс разгрузки, а также увеличивает эксплуатационные расходы. Подчас при отведённой на разогрев груза норме в 8 часов его размораживают около суток.

Как сообщил декан факультета «Управление процессами перевозок» СГУПСа Виктор Ушаков, проведённое на одном из металлургических комбинатов Новосибирской области исследование показало, что эту проблему можно решить. При сборе информации учёные вуза выяснили, что поставляющие сырьё обогатительные фабрики отправляют продукцию с влажностью 9–11%. В результате зимой при средней температуре минус 28 градусов и продолжительности доставки более 26 часов навалочные грузы смерзаются в вагонах практически полностью.

Избежать этого можно, снизив влажность продукции либо предварительно промораживая её или покрывая негашёной известью, поваренной солью, хлористым кальцием и их растворами.

В этом случае обледеневшие частицы груза при отрицательных температурах не будут смерзаться между собой, и сырьё сохранит сыпучесть до станции назначения. Кроме того, на пол вагона сотрудники университета рекомендуют насыпать слой сухих древесных опилок толщиной не менее 6 см. А в процессе погрузки руды через каждые 30–40 см её нужно пересыпать опилками. Кроме того, их надо засыпать у стен вагона на всю высоту груза.

В свою очередь, в пунктах выгрузки необходимо модернизировать тепляки и увеличить их пропускную способность. Например, требуется перейти с двухуровневой к трёхуровневой системе подачи пара, что позволит отогревать груз быстрее.

Наконец, промышленные предприятия должны переоборудовать собственные универсальные полувагоны в специализированные, создав в них эффект «паровой рубашки». В этих целях специалисты СГУПСа предложили внутрь подвижного состава помещать металлическую конструкцию в форме параллелепипеда, скреплённого с полувагоном рёбрами жёсткости. Тогда подаваемый сверху пар, проходя между ребрами жёсткости вдоль стенок вагона, будет разогревать груз в несколько раз быстрее.

По мнению Виктора Ушакова, внедрение подобного оборудования позволит значительно скорее освобождать подвижной состав, также удастся снизить негативное температурное воздействие тепляков на буксовые узлы и автосцепку вагонов.

Андрей Стрельцов
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30