11 мая 2021 20:05

Два «Севера»

Начало строительства новой магистрали для трёх государств пока откладывается

Киргизские и китайские эксперты выбрали два оптимальных маршрута железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Как сообщил начальник дирекции проектирования и строительства железных дорог госпредприятия «НК «Кыргыз темир жолу» Канат Абдыкеримов, последнее технико-экономическое обоснование этого проекта включило в себя четыре маршрута, из которых были выбраны два наиболее оптимальных.
«В ТЭО железной дороги проработаны четыре маршрута, которые проходят через Кыргызстан. Но наши специалисты совместно с китайскими коллегами рекомендовали рассмотреть два варианта – «Север-1» протяжённостью 257 км и «Север-2» протяжённостью 430 км», – отметил Канат Абдыкеримов.

Маршрут «Север-1» предлагается проложить через пункт пропуска «Торугарт», долину Арпа, перевал и долину Кок-Арт, далее до Джалал-Абада и узбекской границы. Альтернативный же маршрут проходит через КПП «Торугарт», Ат-Башинскую ГЭС, село Угут Ат-Башинского района, перевал и долину Кок-Арт, Джалал-Абад.
«Поскольку Кыргызстан располагается в горах, оба маршрута пролегают через сложный рельеф. И они оба достаточно сложные. Однако второй вариант проходит через большее число населённых пунктов, что важнее для пассажирских перевозок», – говорит Канат Абдыкеримов.

В Министерстве транспорта и коммуникаций республики уверены, что в итоге будет выбран оптимальный вариант, который совместит и транзитный потенциал, и пассажирский.
«Судя по ТЭО, маршрут «Север-1» обойдётся в $4,5 млрд, тогда как «Север-2» стоит $6,6 млрд. Что касается финансирования проекта, сейчас решается, будет ли это концессия в чистом виде с передачей прав китайской стороне. Этот вопрос мы обязательно поднимем на ближайшем саммите ШОС. Но мы настаиваем, чтобы Кыргызстан участвовал в проектировании, строительстве, эксплуатации железной дороги. Поэтому сейчас мы прорабатываем вопрос создания совместного киргизско-китайского предприятия, где правительства наших стран определят доли каждой из сторон», – сообщил источник в Минтрансе республики.

По словам Каната Абдыкеримова, при благоприятном стечении обстоятельств строительство магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан начнётся уже в следующем году.
«Все заинтересованы в скорейшей реализации этого проекта. Если по железной дороге Китай – Кыргызстан – Узбекистан грузовые перевозки будут осуществляться на проектном уровне в 15 млн тонн, то доходы могут составить $200–220 млн ежегодно. В то же время строительство и введение в строй железной дороги потребует возведения грузовой станции на киргизско-китайской границе, а это, в свою очередь, внесёт дополнительный вклад в экономику Кыргызстана и создаст новые рабочие места», – подчеркнул представитель КТЖ.

Константин Петров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30