11 мая 2021 19:55

На рынке грузоотправителя

Дочерний оператор ОАО «РЖД» добился существенного обновления парка

Юлия Лощакова, директор по развитию московского представительства ОАО «ФГК»
– Юлия Константиновна, сегодня железнодорожники работают в условиях профицита подвижного состава и в то же время снижения объёмов перевозок. Какие ФГК предпринимает меры для привлечения дополнительных грузов и повышения своей конкурентоспособности?
– Изменения на рынке железнодорожных перевозок, начавшиеся в конце 2012 года, а именно – появление устойчивого профицита вагонов во всех ключевых сегментах рынка на фоне снижения объёмов перевозок привели к формированию «рынка грузоотправителя».
В существующих условиях ключевым направлением совершенствования и дальнейшего развития компании является повышение уровня клиенто-ориентированности.
Первоочередными задачами для привлечения дополнительных грузов и установления стабильных и ответственных партнёрских отношений с клиентами являются повышение качества сервиса и расширение спектра услуг. В компании реализуются мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов, равно как и качества планирования подвижного состава.
Борьба за клиентов ведётся также за счёт расширения спектра оказываемых услуг. Хочу подчеркнуть, что ФГК видит определённый потенциал в сегменте мелких и средних грузоотправителей. Специально для таких клиентов была внедрена услуга по предоставлению крытых вагонов на условиях публичной оферты. С марта 2013 года данная услуга распространена также и на полувагоны, а в ближайшее время планируется запуск оферты по платформам.

– В чём преимущество оферты?
– В оперативности. Предоставление вагонов на условиях публичной оферты позволяет в сжатые сроки заключить договор и осуществить перевозку. Любой грузоотправитель, зайдя на сайт, может самостоятельно рассчитать тариф, зарегистрироваться, подать заявку и после поступления денежных средств на счёт ОАО «ФГК» в течение 10 дней получить подвижной состав. Кроме того, запущена служба поддержки оферты. Теперь при возникновении вопросов и сложностей при работе с договором оферты клиенты компании и иные заинтересованные лица могут обратиться на бесплатную «горячую линию» и получить квалифицированную консультацию оператора.

– Как отразился на результатах работы ФГК возврат из аренды ОАО «РЖД» в самостоятельное управление компании привлечённого парка (ВСП)?
– Как известно, решение о возврате вагонов в самостоятельное управление ОАО «ФГК» принято в условиях изменившейся ситуации на рынке оперирования, формирования профицита универсального подвижного состава и повышения его технологической доступности не только для крупных грузовладельцев, но и для предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом, причины, послужившие в 2012 году основанием для принятия решения о формировании парка ВСП, в настоящее время уже неактуальны, и необходимость в нём как инструменте обеспечения подвижным составом предприятий малого бизнеса и социально значимых перевозок отсутствует.
В свою очередь ФГК как один из крупнейших общесетевых операторов подвижного состава продолжает традиции парка ВСП, полностью обеспечивая потребности грузоотправителей в подвижном составе, для чего также запущена услуга по предоставлению полувагонов на условиях публичной оферты по ставкам Прейскуранта № 10-01.

– И каковы результаты?
– Говорить о них пока рановато, поскольку август стал первым после завершения передачи вагонов месяцем. Безусловно, в последние месяцы ОАО «ФГК» была проведена огромная работа по привлечению новых клиентов для задействования передаваемого парка вагонов. Для охвата рынка мелких и розничных грузоотправителей, осуществляющих отправку продукции в полувагонах, компанией заключён агентский договор с ОАО «РЖД», позволяющий использовать ресурс территориальных центров фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) с целью обеспечения доступности компании для клиентов данного сегмента перевозок.

– Реализует ли компания какие-то новые технологические решения для повышения своей клиентоориентированности?
– Конечно, для повышения качества услуги по предоставлению вагона грузоотправителю в части сокращения времени подачи вагона, повышения качества планирования разрабатываются и внедряются новые технологические решения, нацеленные на повышение эффективности обеспечения погрузочным ресурсом преимущественно розничных и оптовых грузоотправителей. Для парка крытых вагонов и платформ в регионах массового сосредоточения порожних вагонопотоков реализована технология использования опорных станций, на которых осуществляется подбор, а при необходимости – и подготовка вагонов под конкретную номенклатуру грузов. Так, для парка платформ данная технология внедрена на полигоне Юго-Восточной дороги, а для парка крытых вагонов – на Юго-Восточной, Октябрьской и Горьковской. Для снижения оборота полувагонов компания реализует технологию формирования технических маршрутов из порожних полувагонов назначением в регион Кузбасса.

– Намерена ли ФГК приобретать инновационные вагоны (в частности, с повышенной нагрузкой на ось) и насколько оправданным может быть такое обновление парка?
– Напомню, что одной из основных целей создания ОАО «ФГК» является обновление парка подвижного состава. В 2011–2013 годах компанией велась активная закупка полувагонов, крытых вагонов и цистерн новых моделей с улучшенными характеристиками: было приобретено 17589 единиц подвижного состава. В частности, в 2011 году нами приобретено 1750 полувагонов, в 2012 году – 13600 единиц подвижного состава (в том числе 9200 полувагонов, 1050 крытых вагонов, 3060 цистерн, 290 платформ), в первом полугодии 2013 года – 2239 единиц (в том числе 839 крытых, 1400 цистерн). Всего до конца 2013 года ФГК планирует закупить 2950 вагонов. Кроме того, компанией отремонтировано плановым видом ремонта в период с октября 2010 года по август 2013 года 175611 единиц подвижного состава, в том числе с продлением срока службы – 78464 единицы (44,7%).
Результатом этой работы стало доведение доли парка моложе 10 лет до 23%. Средний возраст парка компании в 2010–2011 годах составлял 20,3 года, а в 2013 году – уже 19,7 года. Надо сказать, что хотя мы и нацелены на инновации, но они должны быть экономически оправданны. Инновационные вагоны, предлагаемые в настоящее время производителями, будут востребованы операторами только при достижении баланса ценовой политики производителя и их экономической эффективности для оператора и грузоотправителя. В текущих экономических условиях, когда на рынке наблюдается значительный профицит вагонов, покупка данного вида подвижного состава при существующих ценах, к сожалению, не обеспечивает возврат инвестиций и, соответственно, не привлекательна для оператора.

– Какие имеются проблемы при курсировании вагонов по иностранным железным дорогам и каковы пути их решения?
– В настоящее время действительно существует ряд проблемных вопросов при работе операторов на территории иностранных железных дорог. С целью создания единого поля для эффективной эксплуатации парка вагонов на пространстве Таможенного союза, а также стран – участниц СНГ и Балтии необходимо уделить внимание решению целого ряда вопросов, касающихся деятельности операторов. Во-первых, это согласованное развитие информационно-управляющих систем перевозчиков, обеспечивающих достоверную и объективную информацию о дислокации и состоянии вагона на всей территории Таможенного союза. Немаловажное значение имеет организация электронного документооборота между всеми участниками перевозочного процесса на базе адаптации АС ЭТРАН к аналогичным автоматизированным системам Казахстана и Белоруссии. Необходимо иметь возможность предоставлять операторам – резидентам РФ права выступать плательщиком инициируемых ими перевозок на всей территории Таможенного союза.
Эффективно защищать интересы оператора подвижного состава при несанкционированном использовании вагонов, их повреждении и т.п. позволит унификация порядка ведения претензионной работы. Нужно также исключить недобросовестную конкуренцию при оказании услуг по предоставлению вагонов, которая выражается в использовании железнодорожными администрациями управленческих ресурсов для создания благоприятной производственной среды национальным владельцам вагонов.
Отмечу также, что назрело время для разработки и внедрения единых подходов к тарифной политике в отношении работ и услуг, оказываемых перевозчиками (владельцами инфраструктур), независимо от страны приписки вагонов.
Решение всех этих вопросов позволит завершить формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и повысить эффективность операторской деятельности на всем «пространстве 1520».

Беседовал
Олег Сергеенко


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30