23 июня 2021 21:09

Ставка на инновации

На «ЭКСПО 1520» обозначены приоритеты развития отрасли

В ближайшее время государство выделит субсидии, которые будут направлены на поддержку производства и продвижение на рынке инновационных вагонов, что позволит не только повысить пропускную способность дорог, но и существенно снизить себестоимость перевозок.
Об этом, в частности, было заявлено вчера на IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО 1520» в Щербинке. Открывая форум, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что в последнее время произошли очень важные изменения в подходах и взглядах на развитие экономики и её важнейшего элемента – инфраструктуры. Так, привлечение туда инвестиций не только сдерживает темпы падения экономики, но и создаёт условия для её развития.

При этом он напомнил, что реализация одобренной в апреле Генеральной схемы развития сети железных дорог потребует немалых средств – 6,8 трлн руб. Но надо иметь в виду, что перспективные стратегические проекты отрасли позволят к 2020 году обеспечить дополнительный прирост ВВП не менее чем на 1,1–2,5%, то есть наша экономика способна удвоить существующие темпы роста только за счёт реализации данной программы. Расчёты говорят о том, что каждый рубль инвестиций в проекты РЖД мультиплицируется в других отраслях с коэффициентом 1,85.

Владимир Якунин также обратил особое внимание на то, что, несмотря на снижение прогнозов развития промышленного производства до 0,7%, компания в этом году не будет сокращать объёмы заказов на продукцию транспортного машиностроения. Он привёл такие данные: с 2007 по 2012 год объёмы производства в целом в машиностроительных отраслях выросли в денежном выражении в 1,9 раза, в то время как в железнодорожном машиностроении – почти в 2,9 раза. В 2013 году ОАО «РЖД» закупит максимальное число локомотивов с момента своего создания – 803 единицы, для их приобретения предусмотрено 83,5 млрд руб., что позволит предприятиям «Трансмашхолдинга» увеличить выпуск продукции по сравнению с прошлым годом более чем на треть.

Причём ОАО «РЖД» в своей закупочной политике в целом ориентируется на продукцию отечественных предприятий, где успешно внедряется такой эффективный инструмент, как локализация производства совместно с ведущими мировыми производителями. Всё это позволяет осваивать новые технологии, уже создана линейка локомотивов с асинхронным тяговым приводом.

Постоянно расширяется и модельный ряд электровозов. В этом году российские и немецкие инженеры создали первый опытный образец электровоза переменного тока, презентация которого вчера прошла на площадке форума.

Как сообщил председатель совета директоров ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский, с 2016 по 2020 год будет поставлено 675 электровозов различной модификации. В ближайших планах выпуск четырёхосных односекционных грузовых электровозов переменного и постоянного тока для маневровой, вывозной и хозяйственной работы. До 2020 года должно быть произведено 350 таких локомотивов. Он также проинформировал, что в следующем году пройдёт сертификацию первая российская «Ласточка».

Очень важно, что прогрессирует и дизелестроение. Заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов отметил, что работа, проводимая в рамках программы развития дизелестроения, позволила спроектировать и в ближайшее время начать производство современных двигателей. Кроме того, в госпрограмму по развитию промышленности и конкурентоспособности удалось включить подпрограмму по транспортному машиностроению.

Владимир Якунин в заключение своего выступления подчеркнул, что сама жизнь, развитие конкуренции заставляют постоянно увеличивать совокупные затраты ОАО «РЖД» на инновационное развитие. Так, только на выполнение НИОКР было направлено более 7 млрд руб., или 0,54% от выручки. Портфель интеллектуальной собственности научно-технического комплекса компании насчитывает более 2 тыс. охранных документов, из которых более 1 тыс. – на изобретения и полезные модели. В результате были созданы прорывные технологии, не имеющие аналогов за рубежом. Среди них строительство газотурбовоза и газотепловоза, технология обеспечения безопасности работы на станциях, интеллектуальные системы управления перевозочным процессом и др.

В первый день работы форума также прошла дискуссия по проблемам локализации машиностроения, рассмотрена роль производителей в системе новых бизнес-отношений. Кроме того, программой первого дня был предусмотрен экспертный диалог с акцентом на стимулирование спроса на инновационный подвижной состав, а также секция «Рельсовая продукция – важный фактор эффективности и безопасности перевозок».

Олег Сергеенко
Щербинка
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30