07 мая 2021 02:10

Скидка за неуслугу

Лифт спасёт жильцов от переплаты

Мы регулярно переплачиваем за услуги ЖКХ, которыми даже не пользуемся. Чтобы частично решить эту проблему, депутаты внесли в Госдуму законопроект, который освобождает жителей первых этажей от платы за обслуживание лифта.
Плата за лифт пока относится к числу обязательных платежей по квартплате. Это те самые общедомовые нужды, которые стали камнем преткновения в споре между коммунальщиками и жильцами.
«В сфере ЖКХ всё ещё присутствуют ситуации, когда жильцы оплачивают услуги, которыми они не пользуются», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Больше всего от подобной несправедливости страдают пенсионеры и инвалиды. Именно эти группы населения чаще всего живут на нижних этажах, объясняют авторы законопроекта.

Скидку за непользование лифтом можно получить по собственному желанию. В рамках законопроекта «собственники вправе отказаться от оплаты части общего имущества многоквартирного дома – лифтов, а также всего оборудования, связанного с функционированием и обслуживанием лифтового хозяйства». Иными словами, жильцу самому придётся отстаивать своё право на скидку перед управляющей компанией и своими соседями.

По мнению исполнительного директора Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгении Юнисовой, не платить за то, чем мы не пользуемся, – честно. С другой стороны, любую прибыль, которую управляющая компания не получит с одних, она потребует с других.
«Всё то, что не доплатят жители первых этажей, обслуживающая организация перераспределит между другими жителями», – считает эксперт.

В то же время лифт – это только одна из более чем 30 услуг, которую коммунальщики оказывают жителям. Казалось бы, платить за услуги жители должны по фактическому объёму, однако пока нормативную плату за то, что на самом деле можно подсчитать, никто не отменял.
«Мы переплачиваем за всё, что не поддаётся контролю со стороны собственников. Ведь если заказчик не может проконтролировать, исполнитель делает то, что ему придёт в голову», – поясняет Евгения Юнисова.

Проверить, сколько раз уборщица помыла окна или во сколько уходит консьерж, практически невозможно. Мы регулярно платим за мифические работы, когда речь заходит о капремонте дома или уборке подъезда. Платим за лифты, которые не работают месяцами, и за домофоны, на которых неделями не гаснет надпись «Error».

Самые колоссальные переплаты – за отопление, уверена эксперт. Евгения Юнисова называет «перетоп» самой большой проблемой жителей многоквартирных домов.
«Количество поставляемой нам энергии обусловлено не тем, сколько нам нужно, а тем, сколько газа закупила теплоснабжающая организация», – объясняет исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК.

Проверить целесообразность такого количества тепла невозможно, и, хотя многие жалуются, что зимой им приходится находиться дома с открытой форточкой, заплатят за отопление они всё равно в полном объёме.

Между тем в домах, где провели определённые работы, траты на содержание и обслуживание имущества существенно меньше, чем до ремонта. Например, в вашем доме есть старый лифт, который требует практически ежедневного ремонта. Его меняют на новый, который пока не ломается. В итоге на его обслуживание компания тратит в два раза меньше средств, чем раньше, но взимает с жильцов прежнюю плату.

Инициативы от управляющей компании ждать не стоит, предупреждает юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев. По его словам, пока жилец сам не придёт и не потребует перерасчёта, он обречён платить больше положенного. То есть, уехав на полгода в командировку, вы можете не платить за вывоз мусора. Только при этом надо доказать своё отсутствие.

За льготами жильцов управляющая компания также следить не обязана. Чтобы их требовать, свой статус пенсионера или инвалида необходимо сначала озвучить, а потом ещё доказать.

Как отмечает юрист, согласно закону о защите прав потребителей человек может отказаться от услуги, которой не пользуется. Но чтобы доказать свою правоту, собственнику придётся составить акт выполненных работ – список того, что сделали и предполагали сделать. Его можно составить вместе с соседями или с помощью сотрудника управляющей компании. Кроме того, в суде жильцам пригодятся видеозаписи неработающего лифта или переполненных мусорных баков.
«Как правило, экспертизы здесь не проводят, но в отдельных случаях такое возможно, в частности при наличии протечек или антисанитарии», – добавляет Игорь Зверев.

Сегодня суд встаёт на сторону коммунальщиков, говорит юрист ОЗПП, ведь доказать неоказание услуги в большинстве случаев практически невозможно. В то же время основная проблема заключается в том, что самим жильцам иногда легче махнуть рукой и не бороться за свои права.

Александра Посыпкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30