04 марта 2021 21:34

Прогресс по расписанию

О знаменитом музее сняли документальный фильм

Двухвековой юбилей отмечает в этом году Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Дата удивительная! На планете ещё не было железнодорожного транспорта, в Англии только-только пустили пары первые неуклюжие паровозы, а в России уже был музей.
Среди янтарных сосен на балтийском берегу в местечке Лебяжье сохранилась маленькая железнодорожная станция. Она неспроста скрыта от любопытных взоров: когда-то на ней размещались мощные железнодорожные артустановки. Сейчас здесь запасник музея. Время от времени тишину взрывает тревожный и протяжный крик паровоза. Сюда на экскурсию снова приехали люди. И не важно, дети это или взрослые, их глаза одинаково горят восторгом от встречи с могучей ретротехникой. Посетителей встречают механики музея – Андрей Алямовский и Михаил Опря. Они своими руками восстановили старый, чудом сохранившийся паровоз Су второго выпуска. Пассажирская машина, выпущенная в 30-х годах прошлого века, сохранилась в единственном экземпляре только здесь, в музее, и сейчас она предстала во всей своей красе и мощи. Усы пара, грохот колёс – и паровоз проносится мимо ошалевших посетителей, скрываясь за лесом.

200 лет собирает свои уникальные экспонаты Центральный музей железнодорожного транспорта. Он был создан при Петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения в 1813 году. Первоначально музей состоял из нескольких кабинетов – модельного и механического, строительно-рабочих инструментов, образцов строительных материалов, а также физического, геодезического, минералогического. Там проводились практические учебные занятия для воспитанников института. Коллекция всё время пополнялась новыми моделями, макетами, чертежами – в стране ведь строились дороги, мосты и каналы.
«Первые модели, поступившие в наш музей, были сделаны ещё руками Августина Бетанкура, основателя Института корпуса инженеров путей сообщения», – рассказывает Галина Закревская, директор этого знаменитого музея. Кстати, она музейщик с почти полувековым стажем, таких энтузиастов в стране немного.

По её словам, в 1862 году музей открыл свои двери для широкой публики. А в 1902 году специально для него в городе на Неве было построено здание по проекту архитектора Петра Купинского на Садовой улице, дом 50. Там музей находится и в настоящее время.

Коллекции моделей подвижного состава, моделей мостов, а их более 100 единиц, устройств сигнализации не имеют себе равных. Экспонаты, выполненные более 100–150 лет назад, бесценны. Многие из них устроены таким образом, что, покрутив ручки или рычаги, можно увидеть всю модель в действии. Более 1000 альбомов содержат акварельный, графический и фотоматериал о строительстве Царскосельской, Николаевской, Московской, Транссибирской, Среднеазиатской и других железных дорог. Он тоже уникален.

Пройдя по 11 залам музея самостоятельно или с экскурсоводом, можно увидеть всю историю железнодорожного транспорта – от зарождения первых дорог до сегодняшних скоростных магистралей. Музейные залы не пустуют. Кого тут только не встретишь! Основные посетители – студенты железнодорожных вузов, школьники, учащиеся ПТУ. Для них проводятся специализированные экскурсии с демонстрацией моделей: «Физика на транспорте», «Транспорт – составная часть экономики».

И дети, и взрослые приходят сюда не по одному разу, говорят с гордостью экскурсоводы. Вот мальчик у витрины с паровозом заявил: «Я буду машинистом!» Вроде прошло совсем немного времени, и вдруг студент спрашивает: «Помните, я приходил к вам в первом классе?» А потом приходит он – уже начальник одной из станций, приводит своих детишек, и возле витрины с паровозом снова звучат те же слова: «Папа, я буду машинистом!»

В музее назначают встречи и ветераны. А где ещё можно вспомнить свою молодость? Вот Анатолий Блинников показывает своим друзьям на модели паровоза С все хитрости в ремонте и обслуживании водил передней тележки этого скоростного локомотива.

Немало людей приезжает сюда издалека. Инженер-строитель Генри Массам живёт в Англии, рядом с первой в мире железной дорогой Ливерпуль – Манчестер, а приехал в Санкт-Петербург специально, чтобы увидеть наш музей. «Меня интересует всё, что связано с дорогами, – говорит он. – У меня дома есть такой же макет, как здесь, в музее, только не такой огромный. Мой отец и я построили фабрику железнодорожных моделей. Можно сказать, с дорогой мы идём вместе».

Интересные экспонаты можно увидеть и в Красном Селе под Санкт-Петербургом. Там в 1992 году был открыт филиал музея, посвящённый теме «Отечественное мостостроение». Замечательные модели XIX–XX веков, чертежи, рисунки из истории строительства мостов рассказывают о становлении в нашей стране мощной школы мостостроения, основоположниками которой стали инженеры-путейцы.

К 200-летию Центрального музея снят документальный фильм «Прогресс по расписанию». Последнее время документальных картин о транспорте практически не снимали, поэтому выход этого фильма можно считать событием. «Волшебное око» оператора студии DCfilm прошлось по всем уникальным экспонатам музея. Съёмки проходили и на станции Лебяжье, где находятся старые паровозы и первые советские электровозы Сс.
«Одна из главных задач фильма познавательная, – говорит режиссёр и сценарист Юлий Кун, – рассказать через музей об удивительных событиях в истории транспорта, о технических открытиях и людях, которые посвятили себя развитию дорог».

Самой главной проблемой, по его словам, было невероятное обилие уникального материала. Но когда нельзя объять необъятное, надо найти способ, чтобы всё-таки «объять». В фильме один из главных героев – паровоз Су 206-56. Музею удалось воссоздать его буквально из ржавых обломков – «оживить динозавра» весом 120 тонн.
«Живой паровоз оказывает какое-то волшебное влияние на людей, – заметил Юлий Кун. – Это символ движения вообще и, в частности, символ устремлённости вперёд – к прогрессу».

Артур Берзин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31