
Лопата без претензий
Отношения компании и машиностроителей станут прозрачнее
В ноябре сотрудники Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» разработают методологию применения комплекса систем управления ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (УРРАН) в закупочной деятельности. Это позволит холдингу предъявлять более чёткие и обоснованные требования к приобретаемой продукции промышленных предприятий.
Проблемы с некачественной продукцией промышленных предприятий начались у ОАО «РЖД» в 2005 году, когда вышел федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Основным критерием для выбора победителя конкурсных торгов стала тогда заявленная им цена, что и привело к нежелательным для компании последствиям. В путевом комплексе, например, разлетелось в щепки множество лопат после первого же их применения. И всё потому, что в торгах побеждали поставщики некачественной, но дешёвой продукции.
Много надежд связывали железнодорожники с вышедшим в 2011 году федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который позволил предъявлять к поставщикам квалификационные требования, а также требования к качеству и техническим характеристикам изделий. Но чётких критериев по выставлению этих требований до сих пор нет. Поэтому представители холдинга много времени тратят на формирование документации. В результате затягиваются сроки конкурсных процедур, а значит, и поставки новой техники.
По этой причине потребовалось включить показатели УРРАН в требования по безопасности и надёжности к закупаемому подвижному составу, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, верхнего строения пути и расположенным на них сооружениям. Кроме того, эти требования предполагают уменьшение стоимости жизненного цикла промышленных изделий.
Как сообщил на недавно состоявшейся секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» заместитель начальника Центра организации конкурсных закупок компании Максим Рачковский, в июле совместно с проектным офисом УРРАН и хозяйствами пути, электрификации и электроснабжения, сигнализации и связи была завершена первая часть этой работы – разработан классификатор закупок для применения показателей комплекса в закупочной деятельности.
В сентябре начался следующий этап – разработка методики расчёта показателей УРРАН для проведения конкурсных закупок. Создаётся своего рода альбом, в котором будут приведены формы представления этих данных, ссылки на разработанные методики, формулы расчёта показателей комплекса. Раскрыв этот альбом и найдя по классификатору предмет закупки, заказчик сможет быстро рассчитать требования к данному товару и подготовить конкурсную документацию.
Завершить работу предполагается в ноябре, когда будет разработана методика оценки показателей УРРАН для сравнительного анализа предложений участников конкурсных закупок. Эта методика поможет специалистам центра сопоставить предложения участников открытого конкурса и корректно выставить баллы с учётом не только ценовых параметров, но и качественных характеристик.
Проводивший заседание секции старший вице-президент по инновационному развитию Валентин Гапанович прокомментировал применение этой методики на примере обычной путейской лопаты. Если изготовитель такой лопаты укажет в контракте, что её жизненный цикл составляет три года, а на самом деле она прослужит меньше, тогда бракодела ждут штрафы, а сам он попадёт в чёрный список недобросовестных поставщиков.
«Но это должно быть законодательно зафиксировано, чтобы надзорные органы, прокуратура чётко видели, на каком основании предъявляются такие требования к поставкам», – подчеркнул Валентин Гапанович.
Много надежд связывали железнодорожники с вышедшим в 2011 году федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который позволил предъявлять к поставщикам квалификационные требования, а также требования к качеству и техническим характеристикам изделий. Но чётких критериев по выставлению этих требований до сих пор нет. Поэтому представители холдинга много времени тратят на формирование документации. В результате затягиваются сроки конкурсных процедур, а значит, и поставки новой техники.
По этой причине потребовалось включить показатели УРРАН в требования по безопасности и надёжности к закупаемому подвижному составу, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, верхнего строения пути и расположенным на них сооружениям. Кроме того, эти требования предполагают уменьшение стоимости жизненного цикла промышленных изделий.
Как сообщил на недавно состоявшейся секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» заместитель начальника Центра организации конкурсных закупок компании Максим Рачковский, в июле совместно с проектным офисом УРРАН и хозяйствами пути, электрификации и электроснабжения, сигнализации и связи была завершена первая часть этой работы – разработан классификатор закупок для применения показателей комплекса в закупочной деятельности.
В сентябре начался следующий этап – разработка методики расчёта показателей УРРАН для проведения конкурсных закупок. Создаётся своего рода альбом, в котором будут приведены формы представления этих данных, ссылки на разработанные методики, формулы расчёта показателей комплекса. Раскрыв этот альбом и найдя по классификатору предмет закупки, заказчик сможет быстро рассчитать требования к данному товару и подготовить конкурсную документацию.
Завершить работу предполагается в ноябре, когда будет разработана методика оценки показателей УРРАН для сравнительного анализа предложений участников конкурсных закупок. Эта методика поможет специалистам центра сопоставить предложения участников открытого конкурса и корректно выставить баллы с учётом не только ценовых параметров, но и качественных характеристик.
Проводивший заседание секции старший вице-президент по инновационному развитию Валентин Гапанович прокомментировал применение этой методики на примере обычной путейской лопаты. Если изготовитель такой лопаты укажет в контракте, что её жизненный цикл составляет три года, а на самом деле она прослужит меньше, тогда бракодела ждут штрафы, а сам он попадёт в чёрный список недобросовестных поставщиков.
«Но это должно быть законодательно зафиксировано, чтобы надзорные органы, прокуратура чётко видели, на каком основании предъявляются такие требования к поставкам», – подчеркнул Валентин Гапанович.
Алексей Торба