01 марта 2021 22:36

Гиперболоид инженера Шухова

Любимым детищем академика были мосты и вокзалы

Владимир Григорьевич Шухов оставил свой след в разных областях инженерной мысли: в нефтяной индустрии, теплотехнике, судостроении, военном деле, но вокзалы и мосты были его любимым детищем.
Надежда Багдасарьян, доктор философских наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
Мои детство и юность прошли в самом центре Москвы. Многие из роскошных зданий магазинов, театров и музеев, расположенных рядом с моим домом, на Пушкинской, имели стеклянные арочные перекрытия, сквозь которые лился естественный свет, создавая ощущение праздника. Позже, в студенческие годы, разрабатывая экскурсионные маршруты по Москве, я узнала имя автора этих конструкций – инженера, академика Владимира Григорьевича Шухова.

Вся Москва, по сути, – это шуховский музей. ГУМ и Петровский пассаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, МХТ, Московский главпочтамт, Метрополь, Педагогический университет на Малой Пироговской по сей день восхищают ажурными арочными сводами гения. А ещё – покрытие со световыми фонарями для Миусского трамвайного парка, корпуса целого ряда промышленных предприятий (завод «Динамо», комбинат им. Щербакова на Электрозаводской и др.). Особое место в этом ряду – знаменитая Шуховская башня, один из символов Москвы, образец высшего достижения инженерного искусства.

Без этих сооружений Москва была бы совершенно иной. И не только Москва. Владимир Шухов оказался – без преувеличения – самым востребованным инженером в России конца XIX – начала XX века. Поражает диапазон задач, которые он решал, и тех проектов, которые он воплощал в жизнь. Выставочные павильоны, цеха, зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота сухих доков, мосты. В этом же ряду – вращающиеся сцены театров, необычный проект реставрации: подъём при помощи особой конструкции наклонившегося после землетрясения минарета медресе Улугбека в Самарканде. Владимир Григорьевич оставил свой след в нефтяной индустрии, теплотехнике, судостроении, военном деле, участвуя в годы Первой мировой войны в разработке морских мин, платформ для тяжёлых орудий и батопортов морских доков.

В 1876 году Владимир Шухов с отличием и золотой медалью оканчивает Императорское московское техническое училище (сегодня – МГТУ им. Н.Э. Баумана). В знак признания его выдающихся заслуг «Политехническое общество» в 1903 году присваивает ему звание почётного члена и публикует несколько его работ. От защиты дипломного проекта по причине блестящих результатов обучения Шухов был освобождён и приглашён на место ассистента у знаменитого математика Пафнутия Чебышёва.

Он отправляется на годичную стажировку в США, где посещает Всемирную выставку в Филадельфии и машиностроительные заводы в Питсбурге, изучая организацию американского железнодорожного транспорта.

Эти знания он применяет по возвращении из Америки, проектируя паровозные депо железнодорожного общества Варшава – Вена, здание Киевского (бывшего Брянского) вокзала и стеклянный купол Белорусского вокзала. В 1892 году Шухов строит свои первые мосты. А всего по его проектам было сооружено 417 таких мостов, среди которых нет одинаковых, как и среди крытых перронов.

Все сооружения великого инженера возводились без подъёмных кранов, без сварочного аппарата, который только в 1920-е годы начинает применяться в производстве. Один из образцов такой конструкции – дебаркадер, примыкающий к зданию Киевского вокзала в Москве, ставший последней значительной работой, выполненной Шуховым до революции. Пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 тонн), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящность величественного сооружения.

Аналогичный проект Шухова для трёхпролётного покрытия над путями и перекрытия пассажирского зала Казанского вокзала остался неосуществлённым. Шухов был первым, кто придал висячему покрытию законченную форму пространственной конструкции, которая была вновь использована лишь спустя десятилетия.

Изобретение им стальных сетчатых оболочек как совершенно нового типа несущей конструкции означало прорыв в архитектуре большепролётных зданий и башен. Несущие конструкции в виде сетчатых оболочек широко применяются в мировой архитектуре: перекрытие двора Британского музея, небоскрёбы в Лондоне и Арабских Эмиратах, олимпийский стадион в Пекине, 610-метровая сетчатая «шуховская» башня в Гуанчжоу и многое другое. Идеи русского инженера лежат в основе работ выдающихся современных архитекторов, таких как лорд Норман Фостер, Заха Хадид, Фрай Отто, Сантьяго Калатрава, Поль Андре, Максимилиан Фуксас, и других. Но Шухов был первым.

С 1918 года он был членом Государственного комитета нефтяной промышленности, а в 1927 году вошёл в состав советского правительства. В 1928 году Шухов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1929 году стал её почётным членом. В феврале 1939 года Владимир Григорьевич умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мы, москвичи, хорошо знаем шуховскую Москву. Но поезда несут нас по шуховской России, через построенные им мосты, мимо уникальных его сооружений, доставляя к вокзалам, где благодаря ему уютно и празднично.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31