09 марта 2021 09:58

Синтетическая прочность

Применение геотекстильных материалов повысит надёжность конструкций пути в подтопляемых зонах

Ежегодный ущерб ОАО «РЖД» от размыва насыпей при прохождении паводка превышает 100 млн руб. Достаточно сказать, что каждую весну на Московской железной дороге берут под усиленный контроль 420 участков пути, подверженных подтоплениям. На Октябрьской магистрали таких участков 315, на Западно-Сибирской – 60, на Горьковской – 68.
Феликс Кунцевич, консультант инженерного бюро Rail Consult Muller (Берлин)
Однако даже самые современные методы мониторинга состояния земляного полотна, в том числе геозондирования, не позволяют точно предсказать возможную потерю устойчивости насыпи при паводках и наводнениях.

Считаю, что для решения проблемы необходимо перейти от наблюдения за поведением объектов инфраструктуры к радикальным мероприятиям, способным противостоять разрушению пути. Например, на участках насыпей, подверженных размывам, требуется шире применять геотекстиль. Ведь давно доказано, что эти нетканые синтетические материалы значительно улучшают прочность строительных конструкций.

Ещё в 1985 году учёные ЦНИИСа Минтрансстроя в сотрудничестве с коллегами из «Ленгипротранса» разработали экспериментальную технологию сооружения насыпей из грунтов в замкнутых и полузамкнутых обоймах из геотекстиля.

Как показал опыт её применения на линии Ягельная – Ямбург, новшество позволило уменьшить потребность в привозных дренирующих грунтах, снизить стоимость возведения земляного полотна и сократить сроки строительства. Однако в то время не существовали методы раскроя рулонов геотекстиля непосредственно на перегоне. В связи с этим производительность работ была невысокой. По этой причине широкого применения новация не нашла.

Но современные технологии укладки геотекстильных материалов в путь позволяют устранить данный недостаток. Сейчас полотнища нетканого материала необходимых размеров можно изготавливать на специальном стенде в промышленных условиях звеносборочной базы.

При этом ширина изготовленного рулона должна соответствовать длине монтажного рельсового звена, а длина лент должна быть достаточной для формирования грунтовых обойм и полуобойм. Края синтетического полотнища крепятся к тонкостенным трубам и скатываются к рельсовому звену. Затем эти звенья, оснащённые рулонами нетканого материала, грузят на платформы путеукладочного поезда, оборудованного роликовым транспортёром и краном. После чего все материалы доставляются к месту проведения ремонтных работ.

Данная технология сооружения насыпи, усиленной неткаными материалами, исключает необходимость промежуточного складирования грунта и использование автомобильного транспорта. Благодаря этому весь комплекс работ может быть выполнен железнодорожниками без привлечения сторонних организаций.

Правда, для безопасного взаимодействия транспортных средств, машин и механизмов при укладке геотекстиля предлагаемым способом нужно провести дополнительные научные исследования. Полигоном для отработки параметров новой технологии мог бы стать один из участков пути Октябрьской железной дороги. Причём действующий сборник СНиП допускает выполнение в ходе исследования операций, не имеющих аналога в производственных условиях, в случае научного сопровождения работы.

Также возведение подобных насыпей в гидроизолированной оболочке может представлять интерес для специалистов МЧС России, защищающих территории от наводнения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31