28 февраля 2021 15:44

Спорная мера

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение причастным ведомствам и корпорациям подготовить прогноз социально-экономического развития страны при условии сохранения в 2014 году тарифов на продукцию естественных монополий на уровне текущего года. В представленных материалах должна содержаться оценка того, как такое решение повлияет на параметры экономики и состояние самих монополий. Предложение о замораживании тарифов уже поддержал Минфин, а вот Минтранс указывает на его негативные последствия для железнодорожного транспорта.

И в самом деле монополии в стране разные. Есть «Газпром», у которого в прошлом году чистая прибыль составила почти 1,2 трлн руб. Сдерживание тарифов скажется лишь на её некотором сокращении, но не приведёт к значительному секвестированию инвестпрограммы. А вот прибыль ОАО «РЖД» по итогам трёх кварталов 2013 года ожидается всего лишь в размере 2 млрд. руб. Если учесть, что потерянная в результате недоиндексации сумма составит примерно 90 млрд руб, то компания просто «уйдёт в минус». Сманеврировать внутренними ресурсами уже не получится – в ходе антикризисной программы расходы и так были уменьшены на 80 млрд руб. Дальнейшая оптимизация может происходить только за счёт сокращения основного корпоративного бизнеса. Появятся также сложности с обслуживанием инфраструктурных облигаций и заёмных средств Фонда национального благосостояния, у которых ставка «инфляция плюс 1%». Разумеется, придётся сокращать и инвестпрограмму, заказы от которой получают около двух десятков отраслей экономики страны.

Между тем расчёты показывают, что доля железнодорожного транспорта в общем уровне инфляции (6,6%) составляет всего 0,5%, притом что в целом транспортная отрасль даёт 1,9%.

Кроме того, многие эксперты сегодня указывают, что и сам метод замораживания цен весьма спорен. По первым прикидкам он даст эффект для экономики всего на 200 млрд руб. Для сравнения: в прошлом году одно только ОАО «РЖД» заплатило налогов 262 млрд руб., а если нулевой вариант состоится, то эта сумма уменьшится, и в целом бюджеты недополучат те же деньги.

Заметный эффект будет лишь в том случае, если бизнес расширит своё производство, но едва ли такие стимулы существенно побудят его к этому. А вот негативные последствия для транспортной инфраструктуры экономики будут более чем ощутимы.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28