04 марта 2021 21:13

Застрахован по желанию

Добровольная защита от возможных убытков должна стать обыденным делом

Полностью реформировать систему страхования правительство обещает за семь лет – на сайте кабинета министров опубликована «Стратегия развития страховой деятельности до 2020 года».
Её главная задача – популяризировать добровольное страхование. В документе недвусмысленно говорится о несовершенстве системы обязательного страхования: единые для всех условия не учитывают интересы конкретного гражданина, поскольку «принуждение заключить договор страхования порождает реакцию отторжения и ощущение навязывания этой услуги», пишут авторы стратегии из Минфина.

Раскритиковав существующую систему, эксперты ведомства приходят к выводу, что «развитие страховой отрасли должно быть направлено на стимулирование развития добровольных видов страхования, а также на повышение его привлекательности для граждан».

Согласно расчётам кабмина, доля обязательных полисов к концу 2020 года составит 10%. Добровольное страхование, наоборот, через семь лет займёт до 90% рынка.

Чтобы сделать этот рынок более привлекательным, законодателям придётся провести ряд серьёзных реформ, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
«Необходимо повысить качество обслуживания и клиентоориентированность, ввести налоговые льготы для потребителей страховых услуг», – уверен президент.

Сейчас такие продукты, как ДМС и ДСАГО, у населения не востребованы, особенно если речь идёт о медицине. Судя по последним данным, пока есть ОМС, платить за услуги врача россияне не готовы.

Если ОМС переведут в раздел добровольного страхования, то люди лишатся гарантированного государством права на равный доступ к медицинским услугам, говорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
«И тогда у нас будет, как в США, где человека не станут лечить, если у него нет денег на страховку», – поясняет он.

Однако эксперт уверен, что такого не случится, поскольку с точки зрения получения медицинской помощи у нас социальное государство и те изменения, о которых идёт речь в стратегии, сферы ОМС не коснутся.

Кроме того, отдавая себя в руки страховщиков по собственному желанию, человек сильно рискует, ведь никто не может гарантировать наверняка, что ваша компания не разорится. В случае обязательного страхования на помощь клиенту придёт резервный фонд, в то время как решившим добровольно защитить себя от возможных убытков надеяться на поддержку государства не стоит, объясняет Игорь Юргенс.

Поэтому каким бы несовершенным обязательное страхование ни было, по крайней мере оно даёт людям хоть какие-то гарантии.

Президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов согласен с позицией Минфина, отмечая, что развитие обязательных видов страхования – это навязанная гражданам финансовая нагрузка, в большинстве случаев воспринимаемая ими как зло и стимулирование малоконкурентного бизнеса.

По словам президента, в нашей стране страховая культура населения крайне низкая, и её добровольное направление развивается очень медленно. В частности, это ОСАГО, которое существует почти 10 лет, но половина наших соотечественников до сих пор не понимает, что страхует не автомобиль, а свою ответственность в случае причинения вреда другой машине, в частности при ДТП.

Между тем очень важно правильно выбрать компанию, оказывающую услуги в этой области.

Главный вопрос, возникающий у новичка: на какую компенсацию можно рассчитывать в случае происшествия? Чаще всего действует формула – чем лучше защитил себя от возможных убытков, тем большую компенсацию получил.

Специалисты советуют всегда настаивать на денежном возмещении убытка, особенно если речь идёт о страховании здоровья.
«Фиксированная сумма – самый адекватный вариант. Например, за сломанный палец – 5 тыс. руб., за руку – 50 тыс. Во всех остальных случаях человек обречён на долгое обивание порогов, доказывая целесообразность проведённого лечения», – предупреждает юрист Межрегионального союза защиты прав страхователей Иван Каляжнов.

В то же время многое зависит от добросовестности фирмы. Именно поэтому эксперты советуют выбирать страховщика, исходя из масштабов компании.
«Серьёзная фирма не сможет быстро сбежать с рынка, а это значит, что у человека будет возможность защитить свои права в суде», – говорит юрист.

Потенциальный клиент может ориентироваться на финансовые показатели компаний, которые с августа 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам публикует на своём сайте.

Сегодня существует множество вариантов приобретения страхового полиса. Самый распространённый способ – это покупка через банк. В качестве посредника может выступать туроператор, если речь заходит о страховании жизни во время поездки за рубеж.

Последнее время многие предпочитают оформлять все бумаги через Интернет. Однако юрист Иван Каляжнов не советует увлекаться онлайн-страховками. «Самый надёжный способ приобрести полис – обратиться в офис компании. Там вам вместе с ним дадут чек, который надо обязательно сохранить, чтобы в случае необходимости было проще взыскать деньги с недобросовестного страховщика», – рекомендует юрист.

Между тем, согласно данным статистики, в первом полугодии 2013 года люди потратили почти 47 млрд руб. на страхование жизни и здоровья, что на 64% больше, чем год назад.

Александра Посыпкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31