16 июня 2021 01:08

Космический эффект

Внедрение тягового подвижного состава с гибридными двигателями снизит себестоимость перевозок

Под Екатеринбургом есть необычная станция – здесь производят сжиженный природный газ и заправляют им первый и пока единственный российский магистральный газотурбовоз ГТ1h-001. Станция тоже первая и построена специально для ОАО «РЖД». Раньше машину заправляли из передвижной криогенной ёмкости, теперь – на высокотехнологичном оборудовании. За 120 операций в год можно экономить свыше 12 млн руб.
В узкой ложбине уложены рельсы. Сюда, на экипировочный пункт газораспределительной станции под Екатеринбургом, они идут из Аппаратной, одной из конечных точек маршрута, на котором проходит испытания инновационный локомотив, работающий на сжиженном природном газе. Пока на этой красного цвета махине нет никаких опознавательных знаков. И только по борту огромными жёлтыми буквами значится LNG-Hybrid. Эта машина с гибридным двигателем.

Локомотив с миллиметровой точностью встаёт напротив компрессорной установки с 12-метровыми рукавами.
– Моя задача открыть люк, а потом – закрыть его, – говорит машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Егоршино Андрей Скутин. – Всё остальное – дело специалистов станции.

И вот протянуты и закреплены рукава заправочного и отводящего кранов. Машинист технологических компрессоров Вячеслав Мерзляков по радиосвязи уточняет у оператора газораспределительной станции последние детали.
– Пошёл! – сообщают со станции.
– Пошло! – подтверждает Мерзляков.

Через считаные минуты газовые шланги покрываются инеем.
– По заправочному шлангу к криобаку локомотива идёт газовый конденсат, а температура при его подаче – почти минус 150, – поясняет Вячеслав Мерзляков природу образовавшегося инея. – Через час можно будет в снежки играть.

Внимание его приковано к манометрам. На входе – 6,8 мегапаскаля, на выходе – паровая фаза – 4,8.
– Процесс идёт нормально, – доволен он.

Окружающая картина – почти космическая. Иней на шлангах превратился во внушительный слой снега. Он продолжает расти.

Заправка длится полтора часа – до полного бака. Он вмещает 17 тонн топлива. Этого хватит на 750 км.
– На заправку приезжаем раз в четыре дня, бывает и чаще, всё зависит от пройденного пути, – делится Андрей Скутин. – Безопасно и экологично.

Первый заместитель начальника службы технической политики Свердловской дороги Сергей Танкеев уточняет, что зарегистрированные во время подконтрольной эксплуатации показатели выбросов соответствуют европейскому экологическому стандарту «Евро-5».

Сергей Танкеев рассказывает, что газотурбовоз прибыл в январе на Свердловскую с Московской, где было положено начало подконтрольным испытаниям.
– Там был иной принцип заправки, методом передавливания, то есть из баллонов. Потери составляли до 900 кг с одной заправки, – говорит он. – От совершенствования технологии экипировки газотурбовоза получен хороший эффект. На десяти заправках экономится в денежном эквиваленте более 1,3 млн руб. При технологии с передвижной автогазозаправкой, которая применялась на Московской дороге, тонны уходили в воздух, загрязняя атмосферу. Да и время заправки сократилось почти на 2,5 часа.

Применение сжиженного природного газа в качестве дешёвого и экологически чистого топлива для локомотивов – одно из перспективных направлений реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД». Плюсы очевидны. Затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива снижаются, и, как следствие, уменьшается себестоимость перевозки грузов. Результаты испытаний ГТ1h-001 подтвердили его высокую экономическую эффективность. Расходы на сжиженный природный газ на 30% ниже, чем при использовании дизельного топлива.

Также, по расчётам экспертов, в 2–2,5 раза снизится выброс вредных веществ в атмосферу.

Газораспределительная станция под Екатеринбургом производит до трёх тонн сжиженного природного газа в час. И только пятую часть этого объёма сейчас забирает ОАО «РЖД». Остальные объёмы уходят другим потребителям. Как только компания увеличит потребление газа, приоритет останется за ней.

Скоро на станцию будет приезжать ещё один газотурбовоз. Опытная эксплуатация ГТ1h-002, машины для маневровых работ на станциях, также будет проводиться на базе депо Егоршино. Прибытие ГТ1h-002 ожидается в конце октября.
– Все доработки, выявленные в ходе подконтрольной эксплуатации, учтены в конструкции ГТ1h-002, – уточнил заведующий сектором сервисного сопровождения, исследований и испытаний ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» Михаил Чернышёв.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30