28 февраля 2021 12:34

Инженерный подход

Узловые рабочие группы находят способы устранения «барьерных мест» по лин-технологиям

Взаимодействие хозяйств позволит получить максимальный эффект от реализации технологий бережливого производства.
Как рассказал на прошедшей в Екатеринбурге региональной школе передового опыта по внедрению технологий бережливого производства заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» – начальник отдела управления качеством Артур Акопян, если в прошлом году «бережливые» проекты реализовывались в отдельно взятых хозяйствах, то в нынешнем, в соответствии с решением куратора проекта – старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича компания вышла на новый уровень – взаимодействие различных подразделений.
«Межфункциональные и комплексные проекты в границах станций и узлов, направленные на совершенствование технологических процессов в подразделениях инфраструктуры, тяги и движения, смогут значительно повысить эффективность перевозок на полигонах дорог и получить максимальный экономический эффект», – отметил Артур Акопян.

Примером успешной деятельности узловых рабочих групп, занимающихся поисками путей устранения «барьерных мест», стала Свердловская дорога. Всего в нынешнем году в подразделениях, расположенных на её полигоне, реализовано 40 проектов, пересмотрено 168 технологических процессов. Специализированное обучение прошли 102 работника. «Инженерный подход к идеологии бережливого производства и системная работа всех подразделений с начала года дали экономический эффект более 7,8 млн руб.», – рассказал главный инженер СвЖД Игорь Набойченко.

На станции сетевого значения Екатеринбург-сортировочный территориально располагаются 18 структурных подразделений и их производственных участков. Главные инженеры этих подразделений вошли в состав узловой рабочей группы. Для развития производственной системы в границах Екатеринбургского региона обслуживания перед ней была поставлена задача – за счёт технологий бережливого производства увеличить пропускную способность станции. По итогам прошлого года простой транзитных вагонов с переработкой более чем на два часа превышал плановый. Простой без переработки был вполовину больше норматива.

Выявили проблемные места. Барьеры были во всех хозяйствах. «Перед каждым поставили конкретные цели, которые должны были улучшить показатели процесса и время простоя вагонов», – рассказал главный инженер станции Екатеринбург-сортировочный Андрей Соколов.

В эксплуатационном вагонном депо изменили технологии ремонта узлов и деталей подвижного состава на текущем отцепочном ремонте и поставили задачу сократить ожидание расформирования, дополнить схему ускоренной зарядки и опробования тормозов (УЗОТ).

Ремонтному локомотивному депо предписали сократить простой, изменив технологию проведения технического обслуживания. Эксплуатационному – рекомендовали оптимизировать время проведения операций – явку бригад, которые из-за некачественного планирования наряда опаздывали.

Дистанции сигнализации, централизации и блокировки предстояло сократить время приёма поездов за счёт кодирования путей устройствами автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия.

Дистанции пути поставили цель добиться повышения скорости на отдельных участках с 25 до 40 км/ч. Региональному центру связи рекомендовали сократить время на передачу команд при маневровой работе. А самой станции уменьшить эксплуатационные расходы на электроэнергию.
«Реализация этих планов позволит снизить простой транзитного вагона и получить экономический эффект 11,6 млн руб. в год», – гарантировал Андрей Соколов.

Если проекту по совершенствованию технологии взаимодействия в структурных подразделениях узла Екатеринбург-сортировочный ещё предстоит воплотиться в жизнь, то комплексный проект по организации пропуска грузовых поездов по расписанию на полигоне Пресногорьковская – Курган – Углеразгрузочная уже начал реализовываться. Инициатором его стала Свердловская дорога. При разработке проекта поставили задачи снижения непроизводительных потерь в перевозках.

В проекте задействованы структурные подразделения не только Свердловской магистрали, но и Южно-Уральской.

Узловая рабочая группа определила основные факторы, влияющие на возникновение потерь. По словам Игоря Набойченко, предлагалась масса технических и организационных решений их устранения – движение по энергосберегающим «ниткам» графика, повышение скорости на отдельных участках, закрепление локомотивов на полигоне.

В итоге повысили пропускную и перерабатывающую способность станции Богданович, разработали график движения угольных маршрутов по расписанию, дооснастили пункт технической передачи на станции Углеразгрузочная.

Взаимодействие смежников в рамках бережливого производства стартует и на Южно-Уральской дороге. «При оптимизация технологических процессов работы сортировочного парка станции Курган и смежных хозяйств только оборудование маневрового сигнала даст экономический эффект свыше 1,5 млн руб., а перенос устройства опробования тормозов – 2,3 млн», – уточнил главный инженер Южно-Уральской дирекции управления движением Александр Сахаров.

Межфункциональные проекты сейчас разрабатываются на многих дорогах. Например, в узловую рабочую группу станции Ярославль-Главный входят руководители всех подразделений предприятия. «Последние внедрения группы – организация круглосуточной работы по обточке колёсных пар, что значительно сократит число неисправных вагонов. Изменено и время явки маневровых локомотивных бригад для бесперебойного надвига составов на сортировочную горку», – рассказал главный инженер станции Сергей Ульяновский.

В этом году по программе бережливого производства увеличили и пропускную способность станции Ярославль-Главный, модернизировав 13-й путь парка отправления и прибытия.
«Прежде для отстоя магистральных локомотивов, которые после смены бригады готовят к отправлению, использовался 16-й путь парка. Его длина 137 м позволяла вместить не больше четырёх двухсекционных локомотивов, – пояснил Сергей Ульяновский. – В связи с изменением периодичности технического обслуживания машин их количество значительно увеличилось, и одного пути для смены бригад было недостаточно. Решили модернизировать 13-й путь. В результате количество отставляемых локомотивов для смены бригад возросло на семь единиц. Но главное – была ликвидирована враждебность маршрутов при выезде машин из парка на ходовые пути станции. Время нахождения локомотивов на станционных путях до захода в депо сократилось почти вдвое. Ожидаемый экономический эффект превысит 4,1 млн руб.».

Очевидно, что в бережливое производство нужно вовлекать как можно больше людей и предприятий. «Надо создать отдельную тему на корпоративном сайте. Это интересно всей сети», – предложил заместитель главного инженера Западно-Сибирской дороги Станислав Изокайтис.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28