06 марта 2021 16:45

Сошествие на родину

Неизвестная прежде картина Карла Брюллова вызывает страх, нетерпение и удовлетворение

Десять лет назад в Третьяковской галерее появилась неизвестная работа Карла Брюллова. И сейчас, глядя на картину «Вид форта Пику на острове Мадейра», сотрудник научно-просветительского отдела музея Елена Бехтиева не может скрыть своего волнения.
Горный пейзаж в огненном закате дня, красно-розовая дымка тумана, нависающая сизая туча, готовая накрыть крепость. Грозный форпост английских колониалистов перед натиском природной стихии Атлантики выглядит немощным и игрушечным. На полотне неповторимый почерк русского живописца – яркие краски темнеют, переходят в гнетущие тёмные тона, пурпур вытесняет холод, пронзаемый молнией. Это так называемый неповторимый двойной эффект света, за который ценят и любят Брюллова.

Но, рассматривая полотно, мало кто догадывается, что история его приобретения не менее захватывающа представленного на нём действа. Прежде картина находилась в частной галерее на португальском острове Мадейра. При этом её автор был неизвестен. Находясь на острове в музее на экскурсии, Елена Владимировна невольно остановилась перед работой. В голове мелькнула мысль «Это же Брюллов!», но одолели сомнения:
– Это был как удар молнии, – вспоминает Елена Владимировна. – С одной стороны, хотелось его видеть, с другой – не верилось.

И было от чего. У исследователей бытовало устоявшееся мнение: художник писал в основном портреты, пейзажи у него присутствуют в основном как дополнительные жанровые сцены и выполнены они акварелью. А на этой картине голый пейзаж, написанный масляными красками характерными мазками. К тому же о ней ни в одном каталоге не упомянуто ни слова! Но мазки в сочетании с цветами красок на картине привели женщину к убеждению в истинном авторе полотна. После длительных переговоров владелица согласилась провести экспертизу. С помощью ультрафиолета специалисты обнаружили незавершённый фрагмент, характерный для его нескольких работ, но самое главное – подпись Брюллова. Это была сенсация!

Но на родину картина попала только благодаря настойчивости и упорству работников музея. Владелец запросил сумму в 250 тыс. евро. Удивительно, но суммы, равной стоимости московской квартиры в престижном районе, у нынешних промышленников, скупающих элитные метры, не нашлось. Чтобы вернуть картину на родину, пришлось обращаться лично к президенту.
– Только после этого картину удалось выкупить, – вспоминает Елена Владимировна. – Иначе она бы ушла в зарубежные галереи, которые предлагали за неё несравнимо большие деньги. Но владелица последовала завещанию своего отца, в котором тот просил дочь в случае нужды возвращать работы из коллекции на историческую родину. Она его выполнила: в последних числах лета 2003 года картина Карла Брюллова была доставлена в Москву.

Виталий Хабаров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31