22 июня 2021 18:05

Рабочий парад

Выездное заседание правления ОАО «РЖД» должно привести к пересмотру бюджета закупок в пользу новой техники

Руководство ОАО «РЖД» на перегоне Тверь – Редкино и станции Решетниково Октябрьской дороги воочию убедилось с новыми путевыми машинами и технологиями, применяемыми при ремонте пути.
Компактная колонна

Это мероприятие планировалось основательно, поскольку тема модернизации машин и применяемых в тяжёлых видах ремонта технологий с учётом строительства высокоскоростных магистралей давно уже созрела. Одна из самых консервативных отраслей железнодорожного комплекса остро нуждается в модернизации, о чём не раз говорил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Формально тема выездного заседания была связана с инновационной технологией ремонта и реконструкции пути с использованием координатных методов на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS. Однако содержание мероприятий «салона» путевой техники вышло далеко за рамки «небесных» технологий.

Делегацию из руководителей компании, экспертов, машиностроителей на быстром «Сапсане» доставили сначала на перегон Тверь – Редкино. Как принято в таких случаях, всем участникам раздали каски и «желтухи». Вряд ли им угрожали какие-то травмы, но такая обеспокоенность скорее подчёркивала заботу организаторов об охране труда, имеющую в том числе и воспитательное значение.

А техника на перегоне уже стояла под парами. Щебнеочистительные машины, хоппер-дозаторы, бульдозеры – всего несколько десятков единиц.

На перегоне работала бригада ОПМС-1, хотя присутствовала техника и других подразделений. К примеру, ПМС-75 Октябрьской дирекции по ремонту пути. Причём вся эта техника принадлежит Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин, а Центральная дирекция по ремонту пути лишь арендует её.

Ремонтно-путевые машины шли друг за другом в том же порядке, что и на обычных ремонтных работах. Только более компактно.
– Мы здесь демонстрируем полный цикл ремонтных работ с очисткой и выправкой пути при использовании всего комплекса машин, – поясняет «Гудку» ведущий инженер по охране труда ОПМС-1 Андрей Шобелев, пытаясь перекричать грохочущую технику. – Вон первой идёт машина РМ-80. А это ЩОМ, щебнеочистительная машина. В ней щебень разделяется на фракции: нужная отправляется обратно в путь, а «мусор» – в спецсостав. Если щебня недостаточно, его подсыпают следующей машиной – неподалёку работает хоппер-дозатор.

За хоппером следует вагон с контрольно-измерительными системами и компьютерным оборудованием. На нём установлен прибор, который связывается со спутником ГЛОНАСС. Через космос и производятся выправка и подбивка. Далее в колонне выправляет путь подъёмно-рихтовочное устройство (ПРО).

Все эти дорожные работы необходимы, чтобы повысить скорость движения поездов, комфорт пассажиров, обеспечить сохранность грузов.


Главное – точность

Тему использования инновационных спутниковых технологий живо обсуждали прямо на станционной платформе представители научного сообщества. Новосибирский специалист НИИЦ «Путеец» Валерий Овчаров обращает внимание на точность измерений:
– Машина, которая идёт следом за РМ-80, глубоко вырезает балласт в плане и в профиле. Подрезает земполотно. У неё погрешность – до 2 см. ВПО эти погрешности выправляет. Но опять же не идеально. А нам нужна точность в полмиллиметра! Машина, которая прошла за СЧ-80, передаёт точные координаты пути, описывает, в каком он положении, и транслирует эти данные на машину «Дуоматик».

Австрийская компания Plasser&Theurer создавала «Дуоматик» (их в ОАО «РЖД» около двухсот) скорее как отделочную машину, а не для капремонта. И она при помощи технологий ГЛОНАСС делает более точную постановку.

Заведующий кафедрой геодезии СибГУПСа Владимир Щербаков поясняет, что самое главное в таких работах – поставить путь в проектное положение.
– Путь ставится в проектное положение только при капремонте, – объясняет он преимущества спутниковых технологий. – В большей части случаев это происходит по относительным координатам, от соседнего пути и с помощью рейки. И если соседний путь кривой, то и тот путь, что ремонтируется, становится таким же. И 99% пути ставится у нас именно так. От этого дедовского метода хотим перейти к спутниковым технологиям. Эта идея на данном участке заложена во всех машинах. В вырезающих балласт, ставящих в проект и в сглаживающих. За этими технологиями – будущее!

Любопытно, что точность измерения у оснащённых ГЛОНАССом путевых машин гораздо выше, чем, например, у автомобильных GPS-навигаторов. В первом случае речь идёт о погрешности до 1 мм, во втором – до 15 м.

Путевые машины под ГЛОНАСС не нужно модернизировать, поскольку система управления рабочими органами машин со спутниковой навигацией та же, что и без неё.


Производителям нужно помочь

На станции Решетниково делегация ознакомилась с другими видами техники – экскаватором на комбинированном ходу GEISMAR, щебнеочистительной машиной RM-95, рельсофрезерной машиной РФМ-2; дизельной монтажной автомотрисой АДМ, рельсосварочной машиной ПРСМ-6 № 2 и другими.

РФМ-2 «снимала стружку» с рельсов и очень заинтересовала присутствующих. Её наладчик рассказывает, что до сих пор она эксплуатировалась только непосредственно рядом с производством, в Калуге. Это новинка, массовых поставок ещё не было. РФМ-2 снимает дефекты рельсов и продлевает им жизнь, что имеет хорошую экономическую отдачу.

Вице-президент ОАО «РЖД» Александр Целько, подытоживая впечатления от «парада техники», заявил, что сегодня необходимо существенно увеличить объёмы сохранённых рельсовых плетей.
«Вы сейчас видели первый в нашей истории рельсофрезерный поезд, который фрезерует старогодние рельсы, сохраняя их», – подчеркнул Александр Целько.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов пояснил «Гудку»:
«Мы сегодня увидели в Решетникове новую технику. Хотелось бы поддержать её производителей, в частности калужский завод «Ремпутьмаш», производящий рельсо-фрезеровочную машину. У нас ничего подобного до этого не было, и ожидаемый экономический эффект от её использования должен быть существенным. «Псковэлектросвар» представил рельсосварочный аппарат на автомобильном ходу. Они показали, как эти технологии применимы в условиях Октябрьской дороги. Эта техника уже в самом ближайшем будущем будет задавать тон, станет жизненно необходимой».

В итоге Вадим Морозов предложил Александру Целько пересмотреть бюджет закупок техники в пользу новых ремонтно-путевых машин.

Валерий Павлов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30