27 февраля 2021 01:36

Под контролем компьютера

Новая система геодезического мониторинга позволит снизить риски возникновения техногенных аварий на железнодорожном транспорте.

В ПГУПСе разработали информационную систему автоматизированного геодезического мониторинга деформаций транспортных сооружений.
Как сообщил заведующий кафедрой «Инженерная геодезия» Петербургского государственного университета путей сообщения Михаил Брынь, новшество позволяет в режиме реального времени осуществлять контроль и прогнозировать техническое состояние путепроводов, виадуков и других сложных инженерных объектов.

Созданная учёными вуза информационная система способна работать круглосуточно, обрабатывая данные, полученные от закреплённых на транспортных сооружениях датчиков. По словам Михаила Брыня, в качестве таких измерительных устройств можно использовать, например, высокоточные инклинометры, акселерометры, роботизированные тахеометры, метеостанции, спутниковую геодезическую аппаратуру и другие приборы.

Причём все поступающие от них сведения о состоянии объектов записываются и анализируются в компьютере в автоматическом режиме. Для доступа пользователей к системе учёные разработали специальное web-приложение, основанное на технологии клиент-сервер, что позволяет распределить функции обработки данных между несколькими независимыми компьютерами в сети. Такое решение значительно упростило обслуживание вычислительной системы.

Вся полученная от измерительных приборов информация хранится на защищённом сервере, обеспеченном контролем полномочий доступа. Причём использовать его ресурсы могут клиенты с разными аппаратными платформами и операционными системами.

Разработанное сотрудниками ПГУПСа программное обеспечение мониторинга, находящееся на сервере, осуществляет связь с датчиками и контролирует их работу. Кроме того, в процессе обработки данных вычисляются геометрические параметры объектов инфраструктуры и выявляются причины их изменений.

В конечном счёте на компьютере создаются графики и файлы с отчётами о координатах и смещениях во времени и пространстве контролируемых точек сооружений. Такая информация позволяет специалистам судить о состоянии транспортных инженерных объектов в динамике.

В случае обнаружения датчиками каких-либо критических явлений на сооружениях (например, трещин в грунте или подвижек устоев мостов) отчёт об этом автоматически по электронной почте или телефону направляется должностным лицам для принятия оперативных решений по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря этому появляется возможность значительно повысить безопасность использования объектов инфраструктуры.

По мнению Михаила Брыня, внедрение данной информационной системы геодезического мониторинга в отрасли позволит снизить риски возникновения техногенных аварий на железнодорожном транспорте, а также заметно сократить расходы на эксплуатацию и страхование сложных инженерных сооружений.

Андрей Стрельцов
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28