26 февраля 2021 19:05

Имя для станции

Железная дорога дала стимул к развитию степного края

В разгар лета отметили своё 100-летие село Налобиха и железнодорожная станция Овчинниково в Алтайском крае. Получился замечательный праздник, почти семейный – на нём бесплатно угощали ухой, блинами и домашними пирожками. Самодеятельные артисты показали театрализованное представление о строительстве станции и дали концерт художественной самодеятельности. А в здании сельской администрации открылась выставка местных художников.
Этот праздник напомнил о торжествах, которые состоялись 100 лет назад в честь начала сооружения Алтайской железной дороги. Строилась она на деньги частного капитала. Вот что говорит об этом книга, посвящённая её истории:
«Мероприятие состоялось 1 июня 1913 года при закладке фундамента вокзала и станции Семипалатинск. На открытии присутствовали губернатор Степного края Евгений Оттович Шмидт и руководитель строительства Алтайской железной дороги Григорий Моисеевич Будагов. Всем участникам торжества было предложено угощение…»

А началось всё с визита председателя Правительства России Петра Аркадьевича Столыпина в Омскую, Томскую губернии и Степной край. Было это в 1910 году. После этого правительство приняло решение о строительстве частных железных дорог – Алтайской (Новониколаевск – Семипалатинск, Алтайская – Бийск), Кулундинской (Татарская – Славгород) и Кольчугинской (Тайга – Кольчугино, ныне Ленинск-Кузнецкий). Но до революции была построена и открыты в 1915 году только Алтайская железная дорога, остальные достраивались уже после Гражданской войны.

Строительство на Алтае железной дороги дало сильнейший стимул развитию аграрного и промышленного производства. Многие населённые пункты в крае обязаны своим рождением железной дороге. В том числе и cело Налобиха, выросшее рядом с железнодорожной станцией Овчинниково. Существуют две версии, почему ей дали такое название. Первая – из-за названия станции шли споры между жителями двух сёл – Полковниково и Овчинниково, которые участвовали в строительстве дороги. Станцию возвели на полковниковской земле, а название ей дали Овчинниково, так как этого захотели и якобы за это хорошо заплатили овчинниковские купцы. По другой версии, первоначально станцию хотели строить в четырёх километрах от старинного русского села Овчинниково, перед железнодорожным мостом через реку Бобровка, поэтому в проекте записали это название. Но из-за того, что место оказалось не очень удобным, её решили строить там, где она находится сейчас. А название так и осталось – Овчинниково.

Постепенно рядом с ней стали оседать переселенцы. Первый домик здесь построил крестьянин Дегтярёв из Кытмановского района. Датой основания села считается 1913 год. А Налобихой его назвали потому, что расположено на возвышенности – «на лбу», а вокруг него овраги, ложбины, долины рек. Откуда бы ни подъехал к селу, его видно издалека.

До начала 50-х годов в Овчинникове было оборотное паровозное депо. С переходом на тепловозную тягу его закрыли. А паровозные бригады перевели в открытое в 1953 году депо Алтайская.

Сегодня на тихой маленькой станции делает остановку пригородный поезд, который утром привозит в красивейшие дачные места горожан из Барнаула, а вечером увозит их в город. Здесь сохранились водонапорная башня и здание паровозного депо, используемое под склады.

В честь юбилея станции и села заведующей сельской библиотекой была вручена «Летопись Алтайской железной дороги», издать которую помогла Западно-Сибирская железная дорога. Пусть помнят сельчане, что жизнь этому краю дала «чугунка».

Александр Попов,
хранитель фондов Музея истории
города Барнаула
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28