09 марта 2021 11:02

Кольцо для столицы

Московская окружная железная дорога реконструируется под пассажирское движение

Как и сто лет назад, Малое Московское железнодорожное кольцо снова призвано решить транспортные проблемы столицы. Основным назначением линии станет перевозка пассажиров. Строятся новые пути и искусственные сооружения, иной будет схема работы кольца.
Я остановился на высоком, только что отстроенном Южном путепроводе над станцией Пресня, и дух захватило от открывшейся картины огромной стройки. Станция уже перекрыта блестящими ригелями для подвески контактной сети, новые пути уходят в сторону небоскребов Сити. Это лишь один из фрагментов интереснейшего проекта ОАО «РЖД» и правительства Москвы, цель которого – включить кольцо в транспортную систему столицы и тем самым разгрузить её от пробок.

Когда-то большинство железных дорог в Москве заканчивались тупиками. Ни развезти груз по городу, ни пропустить транзитный поток на другое направление не было возможности. И тогда нашли решение, как связать все сходившиеся здесь дороги. 2 августа 1908 года была открыта кольцевая двухпутная линия, завершившая формирование крупнейшего железнодорожного узла. Кроме кольца длиной 54 км, были построены 22 ветви, соединившие его со всеми радиальными линиями.

Окружная дорога стала одной из красивейших в России. Все станции и даже остановочные пункты возводились по единому архитектурному замыслу в стиле «московский модерн». Проектом предусматривалось не только грузовое, но и пассажирское движение, для этого заказали Невскому заводу специальную серию паровозов «Ъ». Дорогу строили по проекту инженера Петра Рашевского, а станции на ней проектировал архитектор Александр Померанцев. Но расчёты на рост пассажиропотока не оправдались, поэтому с 1934 года пассажирские перевозки были прекращены.

В течение многих десятилетий Окружная дорога оставалась уникальной замкнутой внутригородской магистралью для грузового движения. Уже давно электрифицировали весь Московский узел, а на кольце вся работа выполнялась тепловозами, хотя грузовые перевозки были очень интенсивными. К примеру, депо Лихоборы ежедневно выдавало на линию более 50 тепловозов. Но с закрытием гигантов социндустрии грузопоток неуклонно падал.

Близость транспортного коллапса в столице вновь заставила вспомнить про рельсовый транспорт. В районе Окружной дороги сегодня проживают около 1,5 млн человек. Эти люди, как и другие, могли бы постоянно пользоваться ею при наличии удобных пересадок на метро, наземный городской транспорт и пригородные поезда. Расчёты НИиПИ Генерального плана города Москвы показывают, что после реконструкции кольца городские электрички с интервалом отправления в пять минут смогут перевозить свыше 250 млн человек в год.

Символично то, что столетний юбилей уникальной железной дороги совпал с началом её возрождения. 15 сентября 2008 года было подписано соглашение правительства Москвы и ОАО «РЖД» о реализации плана «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги для организации пассажирского движения». Затем была создана Группа заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов транспорта (ДКРС-Москва). А функции генерального проектировщика поручены ОАО «Росжелдорпроект». Именно здесь получают своё воплощение идеи по развитию кольца, определяется его новый облик.

Проект этот уникальный по своей сложности, поскольку реализуется он в условиях плотной застройки и развития дорожной сети города, сложнейших пересечений инженерных сетей. Здесь каждый сантиметр московской земли может стать точкой пересечения интересов железной дороги, города и частных лиц. И вот в таких условиях надо спроектировать, а потом согласовать строительство 40 км дополнительного третьего главного пути для грузового движения, освободив 1-й и 2-й под пассажирское. Кстати, общая протяжённость реконструируемых путей составляет 168 км, 208 км пути будет электрифицировано и обновлены 32 искусственных сооружения.

Приведу ещё несколько цифр: на кольце построят 31 остановочный пункт, в том числе 19 транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, появятся дополнительные тяговые подстанции, новая схема энергоснабжения, системы автоматики и связи.

При этом будут сохранены все до единой исторические постройки начала ХХ века, так что пассажиры смогут полюбоваться ими из окна поезда. Главного инженера проекта Елену Андросюк называют «главным коммуникатором». Она занимается координацией работы десятков организаций и сотен специалистов. Увязка и согласование документации со всеми проектными группами и организациями – очень сложное и ответственное дело.
«С 2011 года я занимаюсь этим проектом. Он в разы превосходит по сложности всё, что приходилось до этого делать на Московской дороге, – говорит сама Елена. – И работа эта не кабинетная – помимо бумаг, надо быть в курсе всего, что происходит на линии».

Станция Пресня на кольце всегда лидировала по объёму грузовой работы. Она обслуживает несколько крупнейших предприятий строительного профиля. В сутки те получают до 150 вагонов, в основном щебень, песок.

И вот Пресня стала полигоном для отработки схемы взаимодействия железнодорожников и строителей, ведущих реконструкцию. При этом объёмы выгрузки не снижались, договоров с предприятиями никто не отменял. Чего это стоило, рассказывает начальник станции Вадим Минаев:
«Почти год мы жили на особом положении. Было очень сложно – приходилось круглосуточно решать, какие пути остаются для грузовой работы, а какие пути и стрелки выделяются для работы в «окно». Было бы проще и нам, и строителям закрыть станцию целиком и отдать её под реконструкцию, однако возможности для этого нет».

Только сейчас коллектив станции, в котором всего 35 человек, забывших об отдыхе и отпусках, понемногу приходит в себя. С завершением работ на последних пяти путях реконструкция закончится, останутся монтаж контактной подвески и возведение пассажирской платформы.

Строители живут в вахтовом городке на станции Серебряный Бор. На крайнем пути разместились с десяток жилых и служебных вагонов, улица из контейнеров служит хранилищем имущества и материалов. В одном из контейнеров есть даже баня. Люди обосновались здесь надолго – в просветах гофрированных стен сколочены навесы – там беседка и маленькая походная мастерская. Под командой прораба Юрия Мякотина 47 рабочих, или 47 «штыков», как они сами себя называют. Все они – работники белгородского треста «Трансюжстрой». В Москве живут и работают вахтовым методом – месяц смены по 12 часов, потом – месяц дома. Занимаются укладкой верхнего строения пути на станциях Пресня, Канатчиково и на звеносборочном стенде в Серебряном Бору. Техника вся своя – 4 тепловоза, краны и машины ВПР для рихтовки пути.
«Случайных людей здесь нет, коллектив очень дружный, – говорит Юрий. – Мы работали на Северном Кавказе, на Приволжской, на Северной дорогах, проехали пол-России. И привыкли мыслить километрами свободных перегонов. А здесь самая большая сложность – освоить укладку в жёстком графике «окна».

Сейчас основные строительно-монтажные работы ведутся на участке Пресня – Канатчиково. Там демонтирована старая решётка и уложена большая часть верхнего строения пути, смонтированы 96% фундаментов и опор под контактную сеть. Строится остановочный пункт Площадь Гагарина, вслед за ним начнутся работы на платформах Лужники, Кутузово, Сити. Подготовительные работы идут на большей части кольца. После окончания олимпийской стройки в Сочи сюда будут переброшены основные силы «Трансюжстроя».

Строители и проектировщики будут хозяйничать здесь до конца 2015 года.

Когда-то император Николай II, сознавая не только стратегическое, но и культурное значение Московского железнодорожного кольца, начертал на титульном листе проекта: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».

Пора сдуть пыль со старого листа.

Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31