22 июня 2021 17:02

Путь к Русалочке

Полюбоваться сказочной наядой едут люди со всего мира

Наши корабли «Стрелец» и «Плутон» пришвартовались к портовой набережной в столице Дании Копенгагене. И все, кто был свободен, едва выдалась возможность отправились к местной достопримечательности – к Русалочке.
Нам не пришлось её долго искать: вдоль всей портовой набережной под названием Лангелиние стояли указатели в виде стрелки с надписью: «The way to the Little Mermaid», то есть «Путь к Русалочке». Любимую героиню сказочника Ханса Кристиана Андерсена мы нашли в самом начале набережной. Очаровательная бронзовая Русалочка «ростом» 125 см удобно устроилась на гранитном камне-пьедестале.

Все, кто приехал в тот вечер ею полюбоваться, непременно фотографировались возле чудесной скульптуры. При этом влюблённые пары что-то шептали: говорят, коль снимаешься на фоне красавицы из сказки, надо загадать желание – оно непременно сбудется. Среди гостей особенно много было японцев. В отличие от шумных итальянцев они не галдели, а с умиротворением на лицах молча любовались Русалочкой.

Так же тихо стояли у кромки воды и мы. И мне подумалось: хотя Андерсен написал свою сказку о чистой любви и преданности ещё в 1836 году, созданный им образ всё это время сближает людей разных стран – вопреки границам и расстояниям. В своей сказке Ханс Кристиан отразил древнее поверье о том, как Русалочка пытается обрести душу в любви с человеком: «Всё больше и больше начинала Русалочка любить людей, всё сильнее и сильнее тянуло её к ним; их земной мир казался ей куда больше, нежели её подводный; они могли ведь переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы к самым облакам, а бывшие в их владениях пространства земли с лесами и полями тянулись далеко-далеко, и глазом было их не окинуть! Русалочке очень хотелось побольше узнать о людях, их жизни...» Но её мечтам быть рядом с принцем, увы, не суждено сбыться. Превратившись в морскую пену, она не погибла, а воспарила в небо и стала небесной феей.

У бронзовой красавицы на набережной грустный взгляд, и она его как будто отводит в сторону. Ей ведь пришлось познать и тёмную сторону человеческой жизни. В апреле 1964 года всю Данию повергло в шок известие о варварском деянии вандалов: ночью они обезглавили бронзовую красавицу. Памятник восстановили по сохранившимся чертежам и литейным формам. Но с той поры на шее Русалочки осталась смертельная рана – сварной шов... А спустя два месяца – новый акт вандализма: двое пьяных хулиганов лишили скульптуру правой руки. Через некоторое время парни сами пришли с повинной в полицию.

Видимо, совесть иногда пробуждается и у отъявленных злодеев. Так, похоже, произошло и с тем человеком, который в 1964-м обезглавил Русалочку. Все эти годы он не мог жить спокойно, и осенью 1997 года назвал своё имя в печати и повинился во всём. В прессе и на телевидении Дании и других скандинавских стран было много шума из-за этой истории. Но с самого начала в ней был явный коммерческий подтекст. Голову Русалочки ведь злоумышленники вернули довольно быстро: через посредника – телерепортёра, якобы заплатившего им крупную сумму. За давностью лет человека, поднявшего руку на символ Копенгагена, не стали привлекать к уголовной ответственности.

Но не напрасно ли? Потому что позднее акты вандализма в отношении Русалочки снова повторились. В 2003 году её столкнули в воду. А в 2007 году на статую надели паранджу – в знак протеста против массового нашествия в Данию иммигрантов из стран, где исповедуют ислам. «Не всё спокойно в королевстве Датском», – вспоминаются в связи с этим слова Гамлета.

Но довольно о грустном. В этом году вечно юной бронзовой Русалочке исполнилось 100 лет! И на сцене, которую соорудили около памятника, в рамках праздничных торжеств пригласили выступить артистов российского мюзикла «Русалочка». Кстати, Москва – единственное место в мире, где поставлена стационарная версия спектакля. Там всегда аншлаг, и многие иностранцы приезжают в Москву специально, чтобы увидеть русскую «Русалочку».

Выступление в Копенгагене – своеобразный подарок наших мастеров сцены сказочной героине, а по большому счёту – датской столице и всему королевству, широко отметившим её юбилей. Праздник был и в музее великого сказочника, и на каждой улице города. Но главные события происходили на набережной. В этот день с бортов туристических теплоходов в воды пролива бросились 100 юных датчанок-«русалочек», которые в ходе фигурного плавания «нарисовали» цифру 100.

Как не вспомнить тут историю бронзовой скульптуры на набережной, полюбоваться которой ежегодно приезжает почти миллион туристов. Её создатель – датский скульптор Эдвард Эриксен. Черты лица его героини чем-то напомнили мне лики античных скульптур. Рассказывают, что мастеру позировала его жена Элине, а голову он скопировал с примы-балерины Королевского театра Эллен Прайс. Она танцевала Русалочку в балете Фини Генрикса.

Творение Эриксена принесло ему всемирную славу. Позднее было решено подарить статую Копенгагену. И вот 23 августа 1913 года маленькая бронзовая Русалочка удобно устроилась на своём камне у моря....

Человеческий путь к Русалочке, к осознанию её как символа любви, веры и сострадания непрост. Он гораздо длиннее, чем длинная портовая набережная, в самом начале которой на морском камне отдыхает прелестная наяда. В сказке Андерсена Русалочка умирала от любви к людям. В реальной жизни – от людской злобы и жестокости, отнюдь не сказочных. Может быть, поэтому у бронзовой красавицы с чертами античной богини такой грустный взгляд? Так или иначе, а жители маленькой благополучной страны верят: если Русалочка на месте, в королевстве будет всё хорошо.

Владимир Рощупкин
Москва – Копенгаген

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30